Оздоровительная работа с детьми в детском саду
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.
В соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду», по которой мы работаем, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться, как на специальных физических занятиях, так и в повседневной жизни. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей вне физкультурных занятий. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физическое оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. На участке ДОУ имеется беговая дорожка, полоса препятствий, футбольная площадка, прыжковая яма.
Система физкультурно-оздоровительной работы
включает следующие мероприятия:
- лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;
- арома- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера;
- витаминотерапию;
- дыхательную гимнастику;
- проведение гимнастики после дневного сна;
- ходьба по солевой, ребристой дорожке;
- полоскание рта;
- обливание рук прохладной водой.
В нашем детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия.
Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведе-нию закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.
Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Для этого необходимы:
- чёткая организация теплового и воздушного режима помещения;
- рациональная не перегревающая одежда для детей;
- соблюдение режима прогулок во все времена года;
- сон при открытых форточках в теплое время года;
- гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохлад-ной водой);
- хождение босиком (при t пола 18° C)
В разных возрастных группах проводят разные виды закаливания. В среднем возрасте это воздушные ванны, ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, обливание рук до локтя прохладной водой, купание в бассейне круглый год, гимнастика после дневного сна, солнечные ванны в летний период.
В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Основное средство воздействия — пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания ( «Роль физкультуры в повседневной жизни», «Значение совместных подвижных игр с детьми»);
- организации встреч с различными специалистами;
- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья;
- посещение родителями занятий.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная рабо-та позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
Проводимые в ДОУ комплексные мероприятия, направленные на оздоровление детей дают свои результаты. Снижается заболеваемости, дети показывают высокий уровень развития физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость. У 87% детей уровень развития физических качеств относится к высокому и среднему уровню. Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада и беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры. Результативность подтверждают полученные дипломы и грамоты. Можно сказать физкультурно-оздоровительная среда нашего детского сада естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалом.
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
|