Ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями речи, ухудшается качество речи детей. Данный вопрос приобретает наибольшую актуальность и является одной из первоочередных задач, которую необходимо решать.
Существуют такие социальные институты, как школы, дошкольные учреждения, специальные (коррекционные) учреждения, оказывающие образовательные услуги, которые со своей стороны принимают меры по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. С детьми работают квалифицированные специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Разрабатываются новые методики, образовательные программы для детей с недоразвитием речи. Которые представляет собой целостную, методологически обоснованную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах ДОО комбинированной и компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, и полностью соответствующую закону «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Но зачастую проблема речевых нарушений приобретает свое начало в раннем детстве. Одой из причин может послужить – неполноценное речевое общение детей с родителями. В большинстве случаев, по словам Е.М. Мастюковой, родителям, не получившим специальную подготовку трудно оценить возможности ребёнка. Поэтому для достижения полученного результата в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо включать коррекционно-воспитательное обучение специалистов образовательного учреждения. Сотрудничество необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, отмечает Е.М. Мастюкова.
В исследованиях А.В. Чернина выявлено, что правильное развитие речи, становление интеллекта детей зависит от таких факторов, как образование родителей, профессиональной принадлежности. Лучшие результаты тестирования были получены у детей оба родителя, которых имеют высшее образование.
В дошкольных образовательных учреждениях, воспитывающих детей, имеющих недостатки речевого развития, не всегда достаточно внимания уделяется консультативно-просветительской работе по распространению логопедических знаний среди родителей, несмотря на то, что необходимым условием комплексного подхода к развитию речи ребенка является общественное и семейное воздействие.
Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением речи принадлежит учителю-логопеду. Сфера его деятельности не может быть ограничена рамками задач преодоления дефектов речевого развития в условиях ДОУ, она должна включать в себя задачи обеспечения непрерывности обучения ребенка путем коррекционного воздействия в условиях семьи. Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей: полных и неполных, с высоким достатком и скромным, дети хорошо образованных, успешных родителей и неблагополучных, дети из семей с отличающимися от российских традициями воспитания. Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность учителя-логопеда выстроить отношения с различными категориями родителей в форме активного взаимодействия и организовать эффективную помощь ребенку с нарушением речи в процессе совместной деятельности.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями – достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям, но только от совместной работы логопеда, родителей и педагогов зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. Для этого логопед должен иметь высокую квалификацию и в своей работе должен служить образцом. При этом условии родители охотно будут устанавливать с ними контакт, а педагогики с доверием отнесутся ко всем рекомендациям.
Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями:
На протяжении всего учебного года проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами психолого-медикопедагогического консилиума по плану специалиста.
Педагог-психолог: исследует личностные особенности детей, консультирует родителей по результатам диагностического обследования, помогает скорректировать условия семейного воспитания.
Учитель-логопед: в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки. Подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Учитель-дефектолог: проводит дефектологическое обследование детей, выявляя дошкольников с трудностями в усвоении программного материала и заполняет на них дефектологическое представление, дефектолог так же сообщает о результатах обследования, об особенностях развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны. Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучении. Подчеркивает успехи и трудности ребенка в процессе коррекционной работы, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Задачи специалистов дошкольного учреждения состоят в том, чтобы помочь родителям: осознать свою роль в процессе развития ребенка, а так же выбрать правильное направление домашнего обучении. Вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления трудностей в обучении, речевом развитии, в познавательной деятельности и наполнить конкретным содержанием рекомендации по выполнению заданий на закрепление полученных знаний детьми.
Групповые формы работы с родителями:
1. Дни открытых дверей.
Работу с родителями детей с нарушениями речи, следует выстраивать поэтапно, начиная со Дня открытых дверей. Родители знают о том, что в саду есть специалисты разного профиля, но не вполне понимают, чем занимаются эти специалисты. Родители смогут посетить не только группы, но и, кабинеты специалистов ДОУ, музыкальный и спортивный залы, медицинский кабинет, где их познакомят с работой педагогов, образовательными и оздоровительными программами для детей дошкольного возраста.
2. Анкетирование.
Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих группы разных направленностей. Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу педагогического коллектива по оказанию помощи родителям и детям, по устранению выявленных проблем и трудностей, возникающих при взаимодействии детей со сверстниками и взрослыми, разработать индивидуальные маршруты с учетом индивидуальных возможностей детей.
3. Тематические консультации.
Темой которых, могут выступать, такие как: «Коррекция речевых нарушений, задержки психического развития»; «Родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми»; «Оформление информационно-методических стендов для родителей»; «Знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой».
Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами, поэтому необходимо включать артикуляционную гимнастику и логопедический массаж. Обучать родителей приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, учить самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. Немало важно в конце учебного года подводить итоги проделанной работы за истекший срок. Родители начинают активнее идти на контакт с педагогами и выполнять их рекомендации, так как за год проделанной работы, они убеждаются в её эффективности, в профессионализме специалистов. Только благодаря внедрению совместного подхода к решению проблем ребёнка, усилиям родителей, медиков и педагогов можно достичь положительных результатов в работе с детьми с нарушениями речи.
|