Поздеева Анна Михайловна. Работа с родителями воспитывающих детей с ОНР.

Работа с родителями воспитывающих детей с ОНР.

Ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями речи, ухудшается качество речи детей. Данный вопрос приобретает наибольшую актуальность и является одной из первоочередных задач, которую необходимо решать.

Существуют такие социальные институты, как школы, дошкольные учреждения, специальные (коррекционные) учреждения, оказывающие образовательные услуги, которые со своей стороны принимают меры по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. С детьми работают квалифицированные специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Разрабатываются новые методики, образовательные программы для детей с недоразвитием речи. Которые представляет собой целостную, методологически обоснованную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах ДОО комбинированной и компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, и полностью соответствующую закону «Об образовании в Российской Федерации» и требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

 

Но зачастую проблема речевых нарушений приобретает свое начало в раннем детстве. Одой из причин может послужить – неполноценное речевое общение детей с родителями. В большинстве случаев, по словам Е.М. Мастюковой, родителям, не получившим специальную подготовку трудно оценить возможности ребёнка. Поэтому для достижения полученного результата в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо включать коррекционно-воспитательное обучение специалистов образовательного учреждения. Сотрудничество необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, отмечает Е.М. Мастюкова.

В исследованиях А.В. Чернина выявлено, что правильное развитие речи, становление интеллекта детей зависит от таких факторов, как образование родителей, профессиональной принадлежности. Лучшие результаты тестирования были получены у детей оба родителя, которых имеют высшее образование.

В дошкольных образовательных учреждениях, воспитывающих детей, имеющих недостатки речевого развития, не всегда достаточно внимания уделяется консультативно-просветительской работе по распространению логопедических знаний среди родителей, несмотря на то, что необходимым условием комплексного подхода к развитию речи ребенка является общественное и семейное воздействие.

Ведущая роль в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушением речи принадлежит учителю-логопеду. Сфера его деятельности не может быть ограничена рамками задач преодоления дефектов речевого развития в условиях ДОУ, она должна включать в себя задачи обеспечения непрерывности обучения ребенка путем коррекционного воздействия в условиях семьи. Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей: полных и неполных, с высоким достатком и скромным, дети хорошо образованных, успешных родителей и неблагополучных, дети из семей с отличающимися от российских традициями воспитания. Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность учителя-логопеда выстроить отношения с различными категориями родителей в форме активного взаимодействия и организовать эффективную помощь ребенку с нарушением речи в процессе совместной деятельности.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями – достаточно сложный процесс, требующий качественной подготовки специалиста по нескольким направлениям, но только от совместной работы логопеда, родителей и педагогов зависит дальнейшее речевое развитие ребенка. Для этого логопед должен иметь высокую квалификацию и в своей работе должен служить образцом. При этом условии родители охотно будут устанавливать с ними контакт, а педагогики с доверием отнесутся ко всем рекомендациям.

Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями:

На протяжении всего учебного года проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами психолого-медикопедагогического консилиума по плану специалиста.

Педагог-психолог: исследует личностные особенности детей, консультирует родителей по результатам диагностического обследования, помогает скорректировать условия семейного воспитания.

Учитель-логопед: в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закреплять поставленные звуки. Подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

Учитель-дефектолог: проводит дефектологическое обследование детей, выявляя дошкольников с трудностями в усвоении программного материала и заполняет на них дефектологическое представление, дефектолог так же сообщает о результатах обследования, об особенностях развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны. Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучении. Подчеркивает успехи и трудности ребенка в процессе коррекционной работы, показывает, на что нужно обратить внимание дома.

Задачи специалистов дошкольного учреждения состоят в том, чтобы помочь родителям: осознать свою роль в процессе развития ребенка, а так же выбрать правильное направление домашнего обучении. Вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления трудностей в обучении, речевом развитии, в познавательной деятельности и наполнить конкретным содержанием рекомендации по выполнению заданий на закрепление полученных знаний детьми.

Групповые формы работы с родителями:

1. Дни открытых дверей.

Работу с родителями детей с нарушениями речи, следует выстраивать поэтапно, начиная со Дня открытых дверей. Родители знают о том, что в саду есть специалисты разного профиля, но не вполне понимают, чем занимаются эти специалисты. Родители смогут посетить не только группы, но и, кабинеты специалистов ДОУ, музыкальный и спортивный залы, медицинский кабинет, где их познакомят с работой педагогов, образовательными и оздоровительными программами для детей дошкольного возраста.

2. Анкетирование.

Разработаны анкеты для родителей детей, посещающих группы разных направленностей. Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу педагогического коллектива по оказанию помощи родителям и детям, по устранению выявленных проблем и трудностей, возникающих при взаимодействии детей со сверстниками и взрослыми, разработать индивидуальные маршруты с учетом индивидуальных возможностей детей.

3. Тематические консультации.

Темой которых, могут выступать, такие как: «Коррекция речевых нарушений, задержки психического развития»; «Родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми»; «Оформление информационно-методических стендов для родителей»; «Знакомство родителей с коррекционно-оздоровительной средой».

Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами, поэтому необходимо включать артикуляционную гимнастику и логопедический массаж. Обучать родителей приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, учить самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз, элементам дыхательной гимнастики, навыкам релаксации. Немало важно в конце учебного года подводить итоги проделанной работы за истекший срок. Родители начинают активнее идти на контакт с педагогами и выполнять их рекомендации, так как за год проделанной работы, они убеждаются в её эффективности, в профессионализме специалистов. Только благодаря внедрению совместного подхода к решению проблем ребёнка, усилиям родителей, медиков и педагогов можно достичь положительных результатов в работе с детьми с нарушениями речи.

Просмотров: 969
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Елена Куликова. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Косенкова Надежда Владимировна. Консультация для родителей 'Роль родителей в развитии речи детей!'
  • Светлана Анисимова. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Герасимова Татьяна Дмитриевна. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Цуцурина Светлана Анатольевна. Активизация мыслительной деятельности в процессе развития речи детей (из опыта работы)
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Бражникова Алла Валериевна. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Шапкунова Марина Александровна. Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 3–4лет»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Аверина Елена Сергеевна. Консультация для родителей о способах развития связной речи у детей «Поговори со мною, мама!»
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь