Презентация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Составитель: учитель-логопед Поздеева Г.Н.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает внимание к речи окружающих. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.
Скачать презентацию
К 5 годам активный словарь ребенка увеличивается до 2500-3000 слов. В речи детей этого возраста есть все части речи. Появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Называют дополнительные цвета (голубой, оранжевый), материал, из которого сделаны предметы (железный замок). Начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением. Применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, животные…).
В речи дети используют в основном простые распространенные предложения. Но все чаще появляются более сложные в структурном отношении предложения. ССП и СПП. В этом возрасте допустимы некоторые ошибки в согласовании слов в предложениях, в структуре предложений.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи.
Однако многие дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанный текст.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, необходимые для произношения более сложных звуков.
В этом возрасте значительно улучшается произношение звуков. Полностью исчезает смягченное произношение согласных звуков. В норме к 5 годам ребенок должен произносить все звуки правильно.
Слоговая структура может иногда быть нарушена в сложных и малознакомых словах.
К 5 годам ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Т.е. звук становится единицей речи для ребенка. Он готов к
звуковому анализу слов.
В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации: понижать и повышать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональное отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.
Если речь вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, следует вспомнить, как протекала беременность, роды ребенка, обратиться к врачам:
- педиатру
- отоларингологу
- стоматологу
- неврологу.
Не менее важно, как протекает речевое развитие ребенка в семье.
В здоровом теле здоровый не только дух, но и речь соответствует возрасту.
Укрепление здоровья:
- лечение у врача
- массаж
- занятия спортом (бассейн, бег…)
- закаливание
- прогулки на свежем воздухе.
Развитию речи ребенка способствует проведение артикуляционной гимнастики дома.
Мелкая моторика.
Насколько развита мелкая моторика, настолько развита и речь ребенка.
Массаж рук (щетками, карандашами).
Пазлы, мозаики, перебирание мелких предметов.
Шнуровки, застегивание пуговиц…
Рисование, лепка…
Развитие речевого дыхания.
Свистки, вертушки, трубочки, надувание шаров и игрушек.
Экскурсии в лес, в зоопарк, на выставки, в музеи.
Посещение театров, праздников, спортивных мероприятий.
Беседы. Не забывайте, что решающее значение для развития речи ребенка имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые объекты: магазины, больницы, школы и т.д. Рассказывайте, кто там работает, для чего эти учреждения. В парках, в лесу говорите о явлениях природы, животных…
Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными.
Чтение сказок, стихов, потешек.
Выбор литературы должен соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, близок его жизненному опыту.
Объясняйте значение незнакомых слов ребенку.
Игры с ребенком хорошо развивают речь. В игре он не только пассивный слушатель, но ему приходится активно пользоваться речью.
При общении с ребенком во время занятий, прогулок, чтения литературы не забывайте показывать детям свой интерес к совместной деятельности!
Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь пока он не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
Помогите своему ребенку овладеть всем богатством русского языка. Сделайте его речь чистой, правильной и красивой.
|