- Лукьянова Ольга Георгиевна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
- Дмитриева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ «Д/с№39к. в.»
- Пичугина Оксана Владимировна, учитель-логопед МДОУ «Д/с№39к. в.»
Развитие и укрепление взаимодействия таких важных в жизни детей раннего возраста социальных институтов как семья и детский сад, обеспечивает оптимальные условия адаптации ребенка, формирование его как полноценной, гармоничной личности. В основу совместной деятельности семьи и ДОУ должны быть заложены следующие принципы:
- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.
- Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей.
- Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
- Знание педагогами и родителями обоюдных воспитательных возможностей, максимальное использование воспитательного потенциала при организации совместной работы.
- Постоянный анализ процесса взаимодействия ДОУ и семьи, его промежуточных и конечных результатов.
Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Существенной стороной взаимодействия семьи и детского сада, является то, что последний служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие [10, С. 14] [10, С. 49]. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.
Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили основные направления деятельности, стоящие перед ДОУ в работе с родителями:
- Изучение семей детей.
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ.
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. Цели данного взаимодействия: развитие педагогической компетентности родителей, помощь и привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Задачи этой работы заключаются в следующем:
- Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
- Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
- Сформировать у ребёнка чувство защищенности, внутренней свободы и доверия к окружающему миру.
- Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. [6. 6]
Ожидаемые результаты работы с родителями – это проявление интереса родителей к работе ДОУ и к воспитанию детей; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества индивидуальных консультаций с педагогом и специалистами ДОУ; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ и увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом [10, С. 49].
В период адаптации детей раннего возраста предлагается использовать следующие формы работы детского сада с семьей: беседы; родительские собрания; анкетирование; посещение на дому; выставки; папки-передвижки; наглядные формы педагогической пропаганды; консультации; присутствие родителей и укороченное время пребывание ребёнка в детском саду во время адаптационного периода; алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь». Также необходимо использование перспективного плана по работе с родителями, который позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает адаптацию детей (приложение 1).
После того, как перспективный план работы с семьей на адаптационный период составлен, необходимо четко регламентировать педагогическое взаимодействие специалистов с семьей (таблица 2).
Таблица 2 – Деятельность специалистов ДОУ в процессе адаптации детей
Специалисты ДОУ
|
Вид деятельности в процессе адаптации детей
|
Заведующий
|
проведение экскурсий по ДОУ, беседы с родителями, оформление родительских договоров
|
Старший воспитатель
|
проведение социологических опросов (анкетирования), координация работы специалистов узкой специализации
|
Старшая медсестра
|
консультирование, наблюдение за адаптацией, иммунопрофилактика
|
Воспитатели
|
организация и проведение совместных специальных игр-занятий с детьми и их родителями, консультирование
|
Педагог-психолог
|
диагностирование, психогимнастика, консультирование
|
Учитель-логопед
|
диагностика, консультирование
|
Инструктор по физкультуре
|
проведение занятий с детьми и родителями с использованием различных оздоровительных технологий, досуг.
|
Музыкальный руководитель
|
проведение игр-занятий, постановки кукольного театра, консультирование
|
Использование данных форм взаимодействия ДОУ с семьей, будет способствовать формированию у воспитанника детского сада не приспособленческого типа адаптации (когда ребенка побуждают усваивать имеющиеся стереотипы), а как конструирующей деятельности, предполагающей перестройку имеющихся форм поведения и образования новых.
Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится информационно-аналитическим формам (социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов). Основным направлением здесь являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п. Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через информационные листы, организацию выставок.
В целом все формы взаимодействия ДОУ с родителями можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными собраниями, индивидуальными консультациями и наглядной информацией.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, базирующиеся на принципах диалога и партнерства. Они построены по типу игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
При взаимодействии с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, необходимо придерживаться следующих принципов:
- целенаправленность, систематичность, плановость
- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи каждого конкретного ребенка
- возрастной характер взаимодействия с родителями
- доброжелательность, открытость.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.
Список использованной литературы
- Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду/ В.Н. Аванесова. – М: Просвещение, 2009
- Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста/ М.Н. Аксарина. – М.: Медецина, 2007
- Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно/ В.Г. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 2009
- Аралова, М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации/ М.А. Аралова // Воспитатель ДОУ. – 2008 — №1
- Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: Методическое пособие/ Ю.А. Афонькина. – М.: АРКТИ, 2010
- Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006
|