- Смольнякова О.В. педагог-психолог,
- Аристова А.С. учитель-логопед,
- Потапова Н.Н. — воспитатель,
- Решмедилова А.А. -воспитатель
МОУ детский сад №358 Тракторозаводского района г.Волгограда
Детско-родительский творческий исследовательский игровой проект.
Краткосрочный 1 месяц.
Групповой
Участники: дети средней группы, родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Цель проекта: Повышение у детей игрового интереса, через игру с мячом.
Скачать конспект
Задачи: Углублять знания детей о различных видах мячей, учить самостоятельно выполнять игровые упражнения с мячом. Формировать навыки работы с мячами разного размера, веса и фактуры. Развивать мелкую моторику посредством игр. Бережно относиться к пособию, уважительно относиться друг к другу.
Этапы реализации проекта: Предварительный, основной и заключительный.
Мяч-одна из самых древних и любимых игрушек народов мира. Упражнения с мячом-древнейшее из всех физических упражнений. Христофор Колумб изобрел каучуковый мяч в Европе. Индейцы Северной Америки мяч отожествляли с Землей, Луной и Солнцем. Мы рассказывали, что раньше мячи плели из травы, пальмовых листочков, из плодов деревьев, шили из шкур животных, скручивали из тряпок и полосок кожи, вырезали из дерева. Мячи набивали опилками, травами, шерстью животных, волосами, мхом, зернами плодов, перьями. Дети не достаточной мере владеют разнообразием действий в работе с мячом. Родители в этом не особо заинтересованы. Воспитатели мало используют работу с мячом и недостаточно пособий в физкультурном уголке с мячами. Постановка проблемы: из средней группы убежали все мячи, потому что обиделись, что с ними мало играют. Вопросы к детям: «Что мы знаем о мячах? Что можно и что с ними мы умеем делать? Можно ли их чем-то заменить? Как же нам их вернуть? (Дети предлагают различные варианты). Дети говорили, что можно сделать самим мячи в детском саду и дома вместе с родителями и затем с ними играть. В группе дети вместе с воспитателями сделали мяч в технике папье-маше.
Ценность игры с мячом состоит в следующем:
- Доступна игрокам разных возрастов.
- Высоко адаптируется под разные возможности (моторные, интеллектуальные).
- Высоко вариабельна: сложность правил, продолжительность игры.
- Разные формы игры с мячом: в одиночку, парой, подгруппой, группой.
- Мяч как орудие позволяет развивать широчайший спектр функций и навыков.
- Мяч безопасен и недорог.
- С помощью игр с мячом формируется контроль, когда дети понимают и соблюдают правила.
- Достижение целей-формирует мотивацию и положительный аффект.
- Непроизвольность отрабатываемых когнитивных и двигательных навыков снимает напряжение и страхи.
- Повышение активности играющего ребенка развивает мобилизацию его возможностей и ресурсов. Ощущение легкости усвоения (достижение в игре).
- Происходит и социальное взаимодействие-развивается коммуникация, единение, происходит радость общения, принадлежность к своей группе.
- Развитие полимодальности (памяти, внимания, моторики, восприятия и речи).
На наш проект у удовольствием откликнулись родители. Совместно с детьми они дома мастерили мячи (шили, вязали их и даже делали из бумаги). У нас набралось достаточное количество мячом разные по размеру и своей фактуре. Каждый день дети знакомились с новыми мячами, проверяли их на ощупь: играли с ними, составляли разнообразные постройки с ними как в группе, так и на участке детского сада и физкультурном зале на физкультурной площадке. Самое главное правило- мы не допускали перевозбуждения, гиперстимуляции. Когда мы рассматривали мячи, внимание детей привлекали к размеру, они были разнообразные, к весу (легкие и тяжелые), из различного материала. В онтогинезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления» Вот почему коррекционно-развивающая работа должна быть направлена «снизу вверх», от движения к мышлению, а не наоборот». Мы использовали разнообразные формы работы с мячом с детьми: это и групповая, подгрупповая и индивидуальная форма работы, разнообразные игры (ловить, массажи с мячом, отбивать мяч, подбрасывать мяч, катать, прокатывать, передавать мяч другим детям в форме эстафеты). Дети учились сживать мяч, получали свой тактильный опыт, делали вывод, что мяч упругий. Учитель-логопед с помощью мяча закрепляла с детьми знания об осени, признаках и сезонном изменении в природе, уточнялись знания о диких и домашних животных, их детенышей. С педагогом-психологом вместе с играми и массажами мячами проводилась профилактика мышечной и психологической зажатости. На занятиях по физической культуре отрабатывались броски и ловля с разных направлений, перекаты и ловля мяча ногами и руками. Дети даже пытались жонглировать тенистыми мячами. Работали стопой, пальцами рук и ладонью, проводилась и растяжка лежа на мяч. В конце проекта воспитатели спросили у детей, понравилось ли им, как дети играли с мячами и что они нового узнали, предложили оформить выставку мячей в раздевалке группы и тем самым пополнили развивающую среду в физкультурном уголке.
Фрагменты практических игр и упражнений с мячами во время нашего проекта:
|