Плавание называется «крепостью» здоровья. Благодаря ему повышается сопротивляемость растущего детского организма к разности температур, оно оказывает тонизирующее и оздоровительное воздействие.
Есть множество вспомогательных приспособлений для плавания- надувные круги, нарукавники, жилеты, но все эти предметы не дают ребенку правильно лежать на воде, из- за чего ребенок не чувствует плавучести собственного тела, держит не правильно голову над водой и не может самостоятельно удерживаться на воде. Что затрудняет процесс обучения.
Самым подходящим средством для обучения плаванию считается плавательная доска. С помощью нее тело ребенка находится параллельно поверхности воды, лицо погружается в воду и происходит правильное скольжение и работа ногами.
Скачать конспект
В своей работе я использую элементы синхронного плавания, совершенствуя скольжение на поверхности воды. Плавательную доску мы заменяем массажным мячом. Добавляя элементы «танца на воде» и синхронности упражнений с мячом мы отрабатывает упражнения таким образом, чтобы они были плавными, непрерывными, а отдельные группы мышц были расслабленны.
Наша цель- довести каждое движение до автоматизма, добиваясь синхронности выполнения махов мячами, скольжения с мячами на спине и на груди, скоординированности и согласования работы рук и ног.
При исполнении элементов синхронного плавания у детей проявляются творческие способности, а игровой предмет в руках является усложнением упражнений и композиций. Это дает ребенку возможность проявить себя, воспитывает чувство красоты, ритма движений, ловкости, гибкости, детского коллективизма.
Мяч в руках во время плавания- это и вспомогательное плавательное средство и физическая нагрузка одновременно. От детей требуется исполнение грациозных движений руками, изящности, выполняя одновременно «рисунки» дети становятся внимательнее, выносливее, они изучают и запоминают комбинации на воде под музыку, учатся действовать слаженно.
При скольжении на груди мяч является вспомогательным средством. Дети вытягиваются как «струнка» и при работе ног кролем выполняют скольжение. Упражнение «Стрела» — дети лежат на спине, прямые руки с мячом помещаются за голову, тело максимально вытягивается, работа происходит только ногами для продвижения тела вперед. Во время этого упражнения позвоночник выпрямляется, т.к. если округлить спину- тело уйдет под воду. При выполнении движения ногами на спине колони не должны быть видны из воды, а стопы работают под самой поверхностью воды. Это требует сложной координационной нагрузки. Вода так же создает сопротивление, тем самым давая еще нагрузку на мышцы всего организма.
В упражнении «Торпеда» скольжение происходит на груди с прямыми руками с мячом перед собой, что помогает осваивать равновесие тела во время движения в воде, дети учатся тянуться вперед, принимая наиболее обтекаемое положение тела. Усложнение- быстрый вдох, голову поднимаем над поверхностью воды, выдох на воду при продолжительной работе ног. Упражнение «Торпеда» можно усложнить добавляя согласованную попеременную работу рук и тогда это уже будет упражнение «Мельница» -дети набрав в легкие воздуха отталкиваются от бортика бассейна и после непродолжительного скольжения на груди выполняют попеременные движения руками, перехватывая мяч из одной руки в другую. Ноги при этом работают стилем кроль. Затаив дыхание ребенок плывет на дальность.
Так же очень важен отдых на воде и умение расслабляться. Дети должны чувствовать свое тело для полной координации и ориентирования на воде. «Отдых на воде» — дети обхватив мяч руками располагая его на уровне груди, либо с прямыми руками отводят за голову, ложатся на спину в полном расслаблении мышц корпуса, рук и ног. Правильное выполнение- это чтобы ноги не касались дна бассейна. Цель- научиться контролировать свое тело в расслабленном состоянии. Усложнение- упражнение «Ножницы» — лежа на спине, руки с мячом над головой работать ногами по принципу ножниц под счет или музыкальное сопровождение. Цель- стабилизация тела в воде и правильное выполнение движений ногами.
Так же с мячом в одной руке можно тренировать движение пловца на боку, для повышенного расхода энергии в процессе тренировки и чередования разных типов нагрузки.
Научившись скользить на воде, постепенно начинаем проныривать и нырять за разными предметами. Например, упражнение «Прыжок тигра» -проныривание в обруч с выпрямленными руками с мячом перед собой, работа ног- кролем, проплыть максимально далеко с задержкой дыхания и постепенным выдохом в воде. В нырянии проявляется выталкивающая сила воды, поэтому ребенок должен приложить усилия и целеустремленность.
Тренируя дыхательную систему и развивая силовые качества выполняем упражнения на подныривания под шест, дорожку или плавающий предмер. Упражнение «Хрустальный шар» — ребенок должен проплыть под мячом, не задев его, скользить под водой, при работе рук и ног- брассом, при котором руки и ноги выполняют симметричные движения в плоскости на поверхности воды.
Для подготовки детей при выполнении «рисунков на воде» важно научить их находиться в вертикальном положении в воде без опоры ногами на дно бассейна. Упражнение «Лягушата» тренирует вертикальное положение тела, руки держат мяч на уровне груди, ноги выполняют движения брассом. Задача- продержаться на воде в таком положении как можно дольше.
Усложнение- разные комбинации на воде- «Снежинка» — в вертикальном положении, работа ног брассом, правая рука с мячом, левая в середине круга, в котором находятся дети. Каждый ребенок левой рукой держится за одно кольцо. При постепенном перемещении по круги дети исполняют композицию на воде под музыкальное сопровождение. Композиция «Цветочек» — дети находятся в кругу. У каждого мяч расположен в правой руке, а левой рукой дети держатся за мяч соседнего ребенка, под музыку или счет идет имитация открывания и закрывания «бутона» с прогибанием ребенка в спине.
Выполняя движения под музыку дети испытывают эмоциональный подъем, что очень важно для их психо-эмоционального развития. Мяч в руках дает возможность разнообразить и украсить упражнения в воде. Дети сами придумывают движения с мячом, проявляя творчество.
Добиваясь синхронности выполнения движений мы тренируем органы дыхания, кровообращения, укрепляем нервную систему, совершенствуем пластику и координацию. Фигурное плавание с предметом дает ребенку реализовать потребность в двигательной активности, а так же способствует проявлению творческой активности. При показательных выступлениях добавление атрибута подчеркивает красочность мероприятия при освоения водного пространства. Развитие навыков коллективного взаимодействия, согласование своих действий с действиями других детей является сложным и важным процессом обучения.
|