Конспект ООД «Бережное отношение к воде»
Подготовительная группа.
Образовательные задачи: Расширить представления детей о свойствах воды: растворяет одни вещества и не растворяет другие, без вкуса, не имеет собственной формы. Углубить знания о воде посредством знакомства с тремя ее состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
Коррекционные задачи: Обогащение словаря по теме "Профессии". Развитие связной речи. Развитие грамматического строя речи (образование сложных слов).
Цель: Вызвать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями. Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Оснащение: Вода, емкости для воды разной формы, песок, краска, сахар, ложки, соломинки, термос с горячей водой, зеркало, лед, картинки с изображением людей разных профессий, два мольберта, глобус, раздаточный материал для детей, ваза с шариками (для проведения тренинга, наглядный материал по теме, шапочки по количество детей.
Организационный момент.
Воспитатель обращается к детям
-Сегодня мы поговорим о природном богатстве. О чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка.
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы. Кто тогда нам первый друг. Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать Без чего мы скажем прямо, Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба. Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды– Жить нельзя нам без… (воды).
Воспитатель: — Правильно это вода — одно из самых главных богатств на нашей планете. Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Это волшебница вода!
Воспитатель показывает фокус с водой: (Заранее подготовлены 3 банки с чистой водой. Воспитатель показывает прозрачность воды. На крышки банок заранее нанесена краска — синяя, зеленая, красная. Не показывая краски детям, закрывает крышки и трясет банки, вода окрашивается в разные цвета). Дети удивляются, воспитатель сообщает, что этому фокусу есть научное объяснение и предлагает пройти в научную лабораторию. Дети надевают шапочки и проходят.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям совместно разобраться, какими свойствами обладает вода.
- Опыт "В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются". Возьмем 2 стаканчика с водой. В один из них дети положили обычный песок и пробуют размешать ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и добавьте в него акварельную краску. Почему вода стала цветной? Краска в воде растворилась. Вывод: вода одни вещества растворяет, а другие нет.
- Опыт "У воды нет вкуса". Предложить детям попробовать воду через соломинку. Вопрос: есть ли у нее вкус? Добавьте кусочек сахара в стаканчик, размешайте и попробуйте. Что произошло? Вода стала сладкая после того, как в нее добавили сахар. Вывод: вода без вкуса, но если в неё добавить соль или сахар она приобретёт вкус..
- Опыт "Вода принимает форму сосуда, в котором она находится". Перед детьми таз с водой. Воспитатель спрашивает, имеет ли вода форму и слушает ответы детей. Затем просит зачерпнуть различными сосудами воду. Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Вывод: вода не имеет объёма.
Игра с "Придумай новое слово"
(образование новых слов от слова "вода" — водовоз, водоворот, водопровод, водопад, водолаз и т. д.)
- А только ли люди этих профессий используют в работе воду? Ответы детей.
Воспитатель показывает, как люди разных профессий используют воду, рассказывает о том, что вода может находиться в 3 состояниях.
Воспитатель просит детей подойти к мольберту, на котором расположены картинки (повар, медсестра).
- Опыт "Повар готовит — газообразное состояние воды". Воспитатель открывает крышку термоса с кипятком, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар — это вода. Помещает над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, показывает их детям. Вывод: вода при нагревании превращается в пар, а пар на зеркале при остывании превращается в капельки воды.
- Опыт "Медсестра оказывает помощь при помощи льда — твердое состояние воды". Воспитатель предлагает детям зажать в кулачке маленький кусочек льда. Смотрят на ладошку и видят капельки воды. Лед растаял и превратился в воду. Вывод: вода в холоде превращается в лёд, а в тепле в воду.
Физкультминутка.
Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)
Под водой плывут ерши, – (Присели.)
Плывет лодочка-краса –
Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
Воспитатель показывает глобус и говорит. — Кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Сейчас воды столько же, сколько было всегда. Но сегодня на планете живет людей намного больше и воды используют больше.
Проводится тренинг. (Ваза с шариками).
Воспитатель говорит. — Представьте, что это родник. Предлагает взять каждому столько шариков, сколько каждый хочет. — Родник иссяк. Вывод, мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
Правила пользования водой.
- Закрывать кран с водой.
- Не пускать воду сильной струей.
- Набирать столько воды, сколько необходимо.
Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту, на котором закреплена картина с озером.
-Нам всем нравится отдыхать у водоема. Но всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у воды? Сейчас мы с вами увидим, как человек может загрязнить воду. Представьте себе такой случай. Водитель помыл машину в реке. В воду попал бензин и смазочные масла. Отдыхающие бросили консервные банки, бутылки, арбузные корки. (Показ ситуации). — Посмотрите, как выглядит берег этой реки? Как будут чувствовать себя рыбы и другие живые существа? Ответы детей.
-Можно ли купаться в такой воде? Ответы детей. — Правильно ребята такая вода опасна для здоровья.
Правила поведения у водоема.
- Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
- Нельзя купаться в грязной воде, в незнакомом месте.
На нашем занятии мы проводили опыты с водой, и мы выяснили, что вода может быть в трёх состояниях жидком, газообразном, твёрдом. Так же проводя опыты, мы выяснили, что вода без вкуса, без запаха, без объёма, без цвета, не имеет собственной формы, спокойно может окрашиваться в предлагаемый цвет, растворяет одни вещества и не растворяет другие. Молодцы, все принимали активное участие, отвечали на вопросы, а теперь мы снимем шапочки и превратимся из лаборантов в детей.
|