На сегодняшний день дети дошкольного возраста испытывают дефицит движений, наблюдаются проблемы в развитии физических качеств, таких как: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Поэтому многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Изучением данного вопроса занимались многие учёные физиологи, психологи и педагоги. П. Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей, Н. М. Амосов – физическому развитию, Н. М. Шелованов – оздоровлению, Т. И. Осокина – проблеме физического развития дошкольника. Проблема здоровьесбережения в обучении была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Кругловой, О.Л. Трещевым, Т.В., В.И. Харитоновым.
Становится всё более актуальным применение в ДОО здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителя, ребёнка и доктора.
Анализ изученной литературы показал, что проблема использования здоровьесберегающих технологий как средства развития физических качеств детей пятого года жизни изучена не полностью. Проблема исследования состоит в противоречии с одной стороны, в современной психолого-педагогической литературе описано достаточно много вопросов, связанных с укреплением здоровья и развитием физических качеств детей дошкольного возраста, а с другой, не конкретизированы педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий как средства укрепления здоровья и развития физических качеств детей пятого года жизни.
Объект исследования: развитие физических качеств детей пятого года жизни.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии как средство развития физических качеств детей пятого года жизни.
Цель исследования: теоретически обосновать и в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердить эффективность педагогических условий развития физических качеств детей пятого года жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи исследования:
- Раскрыть особенности физического развития детей пятого года жизни
- Раскрыть особенности использования здоровьесберегающих технологий в условиях ДОО
- Рассмотреть педагогические условия использования здоровьесберегающих технологий как средства развития физических качеств детей пятого года жизни
- Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности использования педагогических условий как средства развития физических качеств детей пятого года жизни. Проанализировать результаты.
Гипотеза исследования.
Развитие физических качеств детей пятого года жизни посредством здоровьесберегающих технологий будет успешным, если:
- Применять в работе с детьми в течение дня таких здоровьесберегающих технологий, как самомассаж, ритмопластика, стретчинг, закаливание, направленных на развитие физических качеств и укрепление здоровья детей пятого года жизни
- Оснастить центр двигательной активности дополнительными материалами и атрибутами для развития физических качеств ( «Дорожками здоровья», массажёрами для укрепления мышц спины, груди, тренажёром для проведения дыхательной гимнастики «Ветерок в бутылке»)
- Составить картотеку подвижных игр, дыхательной гимнастики, которые способствуют развитию физических качеств детей для ежедневного использования
- Организовать взаимодействие с родителями в вопросах развития физических качеств детей пятого года жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий
Опытно-экспериментальная работа была организована нами на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Ласточка» города Навашино, Нижегородской области. В эксперименте участвовали две группы (контрольная и экспериментальная) по 17 человек. Срок проведения – с сентября 2017 по апрель 2018 года.
Для выявления начального уровня развития физических качеств детей пятого года жизни использовалась диагностическая методика С. С. Прищепа.
Общий уровень развития физических качеств у детей на констатирующем этапе характеризуется следующими показателями: высокий уровень не диагностирован ни в одной группе; у детей со средним уровнем развития физических качеств были нарушены некоторые качественные показатели, такие как: наклон туловища, прямолинейность, ритмичность (наблюдался средний уровень у 3 детей экспериментальной группы – 20% и у 4 детей контрольной группы – 30%); низкий уровень показали дети, которые выполняли задания и их результаты соответствовали двум качественным показателям. Это 14 детей экспериментальной группы (80%) и 13 детей контрольной группы (70%).
В гипотезе исследования был выдвинут ряд педагогических условий. Рассмотрим их подробнее.
Первое педагогическое условие: «Применение в работе с детьми в течение дня таких здоровьесберегающих технологий, как самомассаж, ритмопластика, стретчинг, закаливание»
Комплексы с элементами ритмопластики проводились в виде «ритмических блоков», которые использовались как часть физкультурного занятия. Ритмопластика выполнялась в игровой форме и проводила её инструктор по физкультуре. Им были подобраны достаточно простые и доступные движения, что позволяло создавать разнообразные хореографические композиции.
Комплексы самомассажа проводились в основном после сна и включали в себя поглаживания рук и ног массажными рукавичками, а также массаж стоп при хождении босиком по массажным коврикам.
Игровой стретчинг проводился под музыку и сопровождался захватывающей историей, в сюжет которой «вплетались» необходимые упражнения, а также воспитательные элементы (доброта, дружба, взаимопомощь). Стретчинг проводился по авторской методике Назаровой А. Г. Игровой стретчинг приносил детям удовольствие. Проводился игровой стретчинг как элемент физкультурного занятия инструктором по физкультуре.
Закаливание мы начинали в летнее время года на улице. Проводилось обширное умывание, босохождение.
Далее проводились местные водные процедуры (контрастные ножные ванны), которые являются возбуждающим и тонизирующим средством. Поэтому они применялись после дневного сна. После ножных ванн проводилось сухое растирание.
Второе педагогическое условие: «Оснастить центр двигательной активности дополнительными материалами и атрибутами для укрепления здоровья воспитанников и развития физических качеств»
В работе с детьми применялись «Дорожки здоровья» — это коврик, на лицевой стороне которого находятся всевозможные детали для массажа стоп. Использовались они в основном после сна как элемент пробуждающей гимнастики, во время динамических пауз. Также дорожки здоровья применялись в сочетании с дыхательной гимнастикой во время занятий по физической культуре. Проходя по дорожкам, дети делали глубокий вдох с подниманием рук вверх и продолжительный выдох с опусканием рук вниз.
Были изготовлены массажёры из варежек и перчаток, на внутренней стороне которых пришиты пуговицы. Применялись они после сна как элемент пробуждающей гимнастики, а также как элемент закаливания.
Так же были изготовлены эспандеры – тренажёры для укрепления мышц спины и груди. В своей работе мы использовали эспандеры в комплексах утренней гимнастики, а также во время динамических пауз
Тренажёр для дыхательной гимнастики «Ветерок в бутылке». Применялся во время динамических пауз, в комплексах утренней гимнастики. А также применялся самостоятельно детьми для снятия напряжённости во всём теле, что хорошо влияет на развитие физических качеств.
Третье педагогическое условие: «Составить картотеку подвижных игр, дыхательной гимнастики, которые способствуют развитию физических качеств детей для ежедневного использования в режимных процессах»
Применялись игры на развитие гибкости: «Эстафета с обручами», «Маленький затейник» и т. д. Игры на развитие ловкости: «Горячая картошка», «Мышеловка». Игры на развитие быстроты: «Мы весёлые ребята», «Перелёт птиц». Игры на развитие силы: «Кто дальше», «Не задень мяч». Игры на развитие выносливости: «Кто дольше», «Весёлые эстафеты».
В разработке картотеки дети принимали непосредственное участие, учитывалось мнение и желание каждого ребёнка. Подвижные игры и дыхательная гимнастика проводились ежедневно в рамках динамических пауз.
Четвёртое педагогическое условие: «Организовать взаимодействие с родителями в вопросах развития физических качеств детей пятого года жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий».
Работа с родителями включала в себя индивидуальные беседы, анкетирование, родительские собрание, стендовые консультации. Проведя анкетирование на тему «Развитие физических качеств детей», мы узнали мнение родителей по этой проблеме. По итогам обследования начального уровня развития физических качеств, проводились индивидуальные беседы с родителями, где сообщалось о результатах обследования, а также были даны рекомендации по данной проблеме. В родительском уголке были представлены папки-передвижки на тему: «Физическое развитие детей пятого года жизни». Также проводилась консультация: «Методы закаливания в домашних условиях». Проводилось родительское собрание на тему: «Здоровьесберегающие технологии и их роль в развитии физических качеств детей пятого года жизни». На собрании до родителей была донесена информация о здоровьесберегающих технологиях и методах их использования в домашних условиях.
Также, совместно с родителями, нами было проведено физкультурное мероприятие, на котором дети показывали родителям элементы ритмопластики с целью использования данной технологии в домашних условиях. Родители приняли активное участие в мероприятии, и отметили лёгкость выполнения представленных элементов и возможность использовать их дома.
Для оценки результативности проведённой педагогической работы, направленной на развитие физических качеств детей пятого года жизни, был проведён контрольный эксперимент. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о качественных изменениях в развитии физических качеств детей пятого года жизни экспериментальной группы. Изменение показаний наблюдается и в контрольной группе, но большинство детей здесь находятся на среднем уровне.
Таким образом, гипотеза исследования нашла своё подтверждение.
Источники.
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие
- Маханёва М. Д. Воспитание здорового ребёнка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений
- Михеева Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методические рекомендации
- Прищепа С. С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Обзор программ дошкольного образования
|