На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений, в том числе и тяжёлых речевых нарушений, принимает глобальный характер.
Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Проведенный анализ полученных в ходе мониторинга результатов речевого развития детей 4-5 лет показал, что у 60% детей артикуляционная моторика развита недостаточно, 57% детей имеют нарушения звукопроизношения, у 20% детей фонематическое восприятие ниже возрастной нормы, 30% детей имеют недостаточный уровень сформированности лексических средств и грамматических категорий, 29% детей имеют трудности в оформлении связного высказывания. Таким образом, мы сделали вывод: примерно 40% детей нуждаются в комплексном подходе к профилактике и коррекции речевых нарушений.
В детских садах учителя-логопеды как правило проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста, дети пятого года жизни остаются без практической помощи специалиста. Поэтому специалистам и воспитателям работающим с детьми 4-5 лет необходим материал который они могли бы использовать для комплексного развития речи. Исходя из выше изложенных данных, разработанные нами методические рекомендации «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга»» является актуальной в настоящее время.
Данная система коррекционно-развивающих занятий позволяет развивать речь, используя в совокупности игры и упражнения направленные на формирование когнитивной сферы и здоровьесберегающие технологии.
В ходе реализации методических рекомендаций «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга» последовательно решаются задачи по основным разделам речевого развития. Данные рекомендации могут использоваться как учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида, так и воспитателем.
Цель: оказание методической помощи педагогам-практикам в развитии речи детей 4-5 лет.
Работа с педагогами. Задача: предложить систему коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни.
Работа с детьми. Задачи:
- Развитие точности, силы и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
- Развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие высших психических функций (памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
- Совершенствование лексико-грамматических категорий и связной речи.
- Формирование регулятивной функции речи и движения.
При составлении конспектов учитывались: основные педагогические принципы используемые в работе с детьми (доступности, наглядности, системности, последовательности, максимального использования различных анализаторов, опоры на онтогенез, возрастные и индивидуальные особенности детей).
В содержание методических рекомендаций «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга»» входит:
- примерное календарно-тематическое планирование
-26 подробных конспектов занятий.
Конспекты составлены с учетом календарно-тематического планирования и имеют классическую структуру.
Структура занятия:
I. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона. Развитие мелкой моторики, речевого дыхания, внимания.)
II. Вводная часть. (Развитие фонематического восприятия и артикуляционной моторики)
III. Основная часть. (Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.)
IV. Заключительная часть. (Развитие высших психических функций. Положительная оценка работы.)
Возрастная группа – дети 4-5 лет. Занятия проводятся с подгруппой детей от 5 до 10 человек. Сроки реализации – 1 год обучения (с октября по апрель), 26 учебных часов в год, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 20 минут.
Апробация представленных методических материалов проводилась в средних группах МАДОУ № 42 г. В. Новгород в течение 2 учебных лет, с 2016 по 2018 г. Анализ полученных нами результатов показал значимость и необходимость подобных занятий с детьми.
В качестве примера проводимой работы, предлагаем конспект занятия на тему: «Занятие №1. Тема: «Осенняя корзинка» (Овощи)»
Занятие №1. Тема: «Осенняя корзинка» (Овощи)
I. Организационный момент.
- Дидактическое упражнение «Пальчики здороваются». Дети называют всех присутствующих по имени, одновременно соединяя парные пальцы обеих рук (например: «Здравствуй Петя!»).
- Игра «Наши глазки, наши ушки…».
Наши глазки смотрят, наши ушки слушают, наша головка думает. А ручки и ножки не мешают, а только помогают (слова сопровождаем показом.)
3. Упражнение «Путешествие в гости к язычку на осенних листочках»
Дети сдувают разноцветные листочки с ладони. (Вдох носом, выдох ртом, щеки не надуваем.)
II. Вводная часть.
1. Упражнение «Угадай, что звучит».
На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен,
губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
2. Общая артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»
Жил был язычок – неповоротливый бочок. Жил он в домике – ротике. Когда светилось солнышко, в домике открывалось окошечко (№1), а когда шел дождик, закрывалось. Язычок был трусишка и прятался за заборчиком (№2). Язычок любил играть на дудочке (№3) и кушать блинчики (№4, №5).
III. Основная часть.
1. Игра «Соберем урожай». Педагог с детьми рассматривают сюжетную картинку «Огород» и называют, что где растет.
Перед детьми лежат овощи, они собирают их в корзинку и называют. (Например: «Я сорвал огурец (помидор). Я срезал капусту. Я выкопал картофель. Я выдернул лук (морковку, свеклу»).
Педагог. Дети, что мы собрали в корзинку? Как все это можно назвать одним словом? Где растут овощи? (в огороде, на грядке).
2. Игра «Один много» (пример: В корзине огурец, а на грядке огурцы).
3. Физ. минутка «Капуста». Выполняется стоя.
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, ( «мнут» капусту)
Мы капусту солим-солим, ( «берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
IV. Заключительная часть.
1. Игра «Угостим зайку». Дети собирают разрезные картинки овощей (из 4-х частей).
Педагог. Дети назовите, что будет грызть зайка на обед.
Зайка хвалит, благодарит детей, дарит наклейки и уходит.
Список рекомендуемой литературы:
- Костыгина В. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М.: Карапуз, 2007.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999.
- Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. — С.-Пб. ДЕТСТВО — ПРЕСС, 1998.
|