Дубченкова Наталия Олеговна. Педагогические подходы к исследованию лидерских качеств детей дошкольного возраста

Педагогические подходы к исследованию лидерских качеств детей дошкольного возраста

Дубченкова Н.О., Ассистент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО АГУ, аспирант 1 года обучения г. Астрахань

Pedagogical approaches to the study of leadership qualities of preschool children

Dubchenkova N. O., Assistant of the chair of preschool and elementary education, Astrakhan state University 1 year post-graduate student g. Astrakhan

АННОТАЦИЯ

Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков.

Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.

 

ABSTRACT

The theme of leadership has attracted the attention of representatives of different directions for many centuries.

It is known that to date, more than ten thousand different kinds of studies of leadership issues have been conducted. All approaches to the study of leadership can be divided into three parts: traditional approaches, the concept of situational leadership and new theories of leadership.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, старший дошкольный возраст.

Keywords: leadership, leadership qualities, senior preschool age.

В современных условиях развития российского общества и рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям. В этой связи, современная образовательная практика должна быть основана на личностно-ориентированное образование, где ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где основное внимание уделено созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. В процессе изучение механизмов проявления активности и развития лидерского потенциала детей, важно найти эффективные пути и средства, которые способствуют формированию активной личности, ее самореализации в настоящем и будущем.

Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Майкл и многие другие. В современной западной социальной науке и литературе проблема лидерства представлена очень хорошо, она изучалась такими известными учеными, как Р. Богардус, Ж. Блондель, Б. Бас, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Герман и другие [1, с. 135].

Известно, что к сегодняшнему дню проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Все подходы к изучению лидерства можно разделить на три части: традиционные подходы, концепции ситуационного лидерства и новые теории лидерства.

Традиционный подход к лидерству наиболее ранний и опирается на две теории: теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения.

В рамках данной теории исследователи пытались выявить те качества, которые отличали «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили — лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и неменяющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Этот подход базировался на том, что лидерами рождаются, а не становятся. Наиболее известными, в этой теории являются исследования Ральфа Стогдилла, Уорена Бенниса и Эдвина Гизелли.

Американский консультант Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств:

  1. Управление вниманием, т.е. способность так предвидеть сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно для последователей.
  2. Управление знанием, т.е. способность так передать свои, знания, чтобы они были поняты и приняты последователями.
  3. Управление доверием, т.е. способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных
  4. Управление собой, т.е. способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис подчеркнул, что подчиненные должны чувствовать значимость своей работы.

Последующее изучение привело к выведению 4 групп лидерских, качеств:

— Физиологические: рост, вес, фигура, внешний вид, здоровье, энергичность движений. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек еще не дает никакого права быть лидером (Например, Наполеон, Ленин, Гитлер, Сталин, Ганди).

— Психологические качества проявляются через характер человека. Однако необходимо отметить, что большинство из качеств так и не получило подтверждение практикой своей связи с лидерством.

— Интеллектуальные качества — уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.

Однако корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Эти качества носят в большей степени характер приобретенных. Однако еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидера.

"Дошкольный возраст-период активного развития ребенка. В это время начинают формироваться основы лидерских качеств. Они включают упорство и настойчивость, проявляющиеся в желании добиться успеха, несмотря на трудности и неудачи; решимости, которая характеризуется отсутствием колебаний и сомнений в конфликт мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, избегая конфликтных ситуаций, умение подавлять эмоции и искушения; самостоятельность, дисциплинированность и ответственность. Только на основе волевых качеств можно добиться успеха" [2, с. 102].

Одним из средств формирования лидерских качеств личности старшего дошкольника является обучение. Познание природы, общества и самого себя делает человека свободным. Только люди с достаточными знаниями, могут обеспечить развитие общественного производства на основе науки, так, чтобы быть лидерами. Таким образом, все факторы развития личности и лидерских качеств находятся в определенной взаимозависимости. Их влияние, иногда противоречивые.

А.С. Залужный, изучая взаимоотношения детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер — интеллектуал, лидер — организатор, эмоциональный лидер) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, — лидером может быть — и бывает в действительности при соответствующих условиях практически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент другой и т.д. Учитывая совокупность подходов к феномену лидерства в различных ситуациях групповой жизни, выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве. Но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером [1, c.133].

Дети дошкольного возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Мотивировать их к лидерству может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

Исходя из выше обозначенного, дети старшего дошкольного возраста могут реализовать свой лидерский потенциал в различных направлениях и это в первую очередь связано с особенностями личности ребенка, атмосферой в детском коллективе, окружающих, отношения педагогов, семьи, и других внешних обстоятельств.

Список литературы:

  1. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидер. навыки / Д. Адаир Д. — М.: Эксмо, 2013. — 318 с
  2. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия / М. Ландсберг. — М.: ЭКСМО, 2010. — 215 с.
  3. Морозова Ю. А. Лидерство и самореализация личности // Вестн. Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2004. — N 5. — С. 179-182
  4. Первитская А. М. Лидерство как особый вид деятельности // Аспирант и соискатель. – 2006. — N 5. — С. 118-120
Просмотров: 534
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Мирончук Наталья Николаевна. «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Щербакова Наталья Сергеевна Сорокина Анастасия Александровна Килина Ирина Юрьевна. Формирование социально значимых качеств личности воспитанника средствами театральной деятельности
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Цветова Ольга Николаевна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Юлия Канищева. Воспитание Физических качеств у детей дошкольного возраста
  • Швец Екатерина Владимировна. «Воспитание волевых качеств»
  • Валитова Роза Нагимовна. Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Пучкова Инна Анатольевна. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Валитова Роза Нагимовна. Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста
  • Любовь Рвачева. Народная подвижная игра - средство развития физических качеств у детей
  • Романова К. А.. Статья на тему: Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством коммуникативного общения.
  • Иванова Ирина Михайловна. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Маринина Ирина Викторовна. Педагогический совет тема: «Воспитание личностных качеств ребенка – дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Эльмира Рифовна Сабирова. На тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Кузнецова Елена Фёдоровна. Фитнес как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников
  • Арискина Вероника Алексеевна. Статья «Предметно — игровая деятельность, как средство формирования личностных качеств детей раннего возраста».
  • Медведева Наталья Александровна. ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Кузнецова Елена Фёдоровна. Степ-аэробика как средство развития базовых двигательных качеств старших дошкольников
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь