Задачи: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения; упражнять в описании своих зрительных впечатлений: а) по вопросам воспитателя; б) самостоятельно подчеркнуть разницу органов зрения у животных.
Воспитывать желание взаимодействовать друг с другом.
Совершенствовать речь, умения более точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Ход занятия:
I.
Входит взрослый и несет Солнышко с лучиками. Ребятишки обращают внимание и подходят к Солнышку.
- Возьмитесь за лучики и поздороваемся:
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй матушка земля!
Здравствуйте мои друзья!
- Ребята, посмотрите, сколько разных предметов вокруг нас!
- Что помогает нам познать весь этот мир – вы сможете ответить, если отгадаете загадку, которая расположена на этом Солнышке:
Двое глядят,
Двое слушают,
Один вдыхает,
Один говорит.
- Правильно ребята, глаза, нос, рот, уши – наши незаменимые помощники.
Как помогают нам глаза, мы сегодня с вами и поговорим.
II. Практическая деятельность детей.
Возьмем зеркала.
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
- Что вы видите в зеркальце?
- С помощью чего мы видим себя и других?
Д/И «Что можно и чего нельзя сказать о предмете с открытыми глазами»
- Предложить одному из детей закрыть глаза, дать в руки предмет и попросить рассказать о нем.
- Рассказать о том же предмете с открытыми глазами.
- Какой рассказ получился полнее и интереснее?
Глазки видят все вокруг,
Ну, а если их закрыть,
В темноте придется жить.
ГИНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Пролетел высоко сокол (глаза вверх)
Уронил перо в осоку (глаза вниз)
Соколиного пера (глаза влево)
Не найдем мы до утра (глаза вправо)
Утром солнышко взойдет (глаза вверх)
Солнце перышко найдет (глаза вниз)
III. Беседа с детьми
Вывешивается плакат с изображением строения глаза.
Рассмотреть его.
- Вспомнить, как устроен глаз.
Закройте глаза, потрогайте глазное яблоко, какой оно формы?
- Посмотрите друг другу в глаза.
- Что заметили? (разного цвета).
- Почему? (потому что в глазах есть радужная оболочка) показать на иллюстрации.
Чтение стихотворения «Как устроен глаз»
Глаз – волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен –
Без гвоздей построен.
Обойдем же дом скорей –
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз – домок.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Глаза бывают разными не только по цвету, но и по настроению: грустные и веселые, испуганные и удивленные.
По глазам можно догадаться, о чем человек думает, чего он хочет.
Глаза есть не только у человека. У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.
- Что вы знаете о животных?
Но я хочу, чтобы вы еще больше знали о животных.
Вот, например, у раков глаза расположены на специальных антенках – стебельках, выдвигаются далеко вперед и могут сами по себе вращаться, когда рак неподвижен. И еще у него есть глаза на хвосте, которые помогают ориентироваться, когда рак пятится назад.
У берегов Юго – Восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которое пользуется специальными «солнцезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают расползаться по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.
У совы и филина глаза больше, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте.
Физкультминутка.
IV. Театрализованная деятельность
- Дорогие ребята! Уважаемые гости!
Приглашаем Вас посмотреть сценку «Берегите зрение».
Ведущий: К окулисту пришел Крокодил. Плакал горько, совета просил.
Крокодил: Я весь день телевизор смотрел,
До полуночи над книгой сидел,
Свет обычно включать не любил
И в темноте вечера проводил…
Видел все! А теперь не могу!
Ведущий: Врач ответил…
Врач: Но при этом с досадой сказал…
Врач: Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение –
Так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте,
Телевизор пореже включайте!
И придется очки заказать,
Чтобы снова газеты читать!
V. Рефлексия
Давайте еще раз назовем правила, чтобы сохранить зрение.
|