Подготовила: воспитатель Дубовец Эльвира Петровна МАДОУ «Надежда», г. «Ноябрьск», ЯНАО
Цель: способствовать формированию у детей активной позиции не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в жизни города, родного края, своей страны.
Задачи: закрепить знания о родном крае, полученные детьми в течении учебного года; вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране; воспитывать любовь к родному краю, городу.
Оборудование: 2 рабочих столика, пронумерованные вазочки с разным вареньем (4-6 шт.) на каждый стол; 2 чайные ложки; герб города, поделенный на несколько частей (2 комплекта), набор открыток с видами родного огорода и других городов; медали и призы для награждения.
Расположение участников в зале.
1,2 – команды,
3 – жюри
4 – зрители
5,6 – ведущие
Ведущий: Здравствуйте. Мы рады видеть вас на веселой викторине, которая посвящена нашему родному краю, родному городу. Приглашаю участников занять свои места.
В зал входит женщина, одетая в национальный костюм северных народов.
- Здравствуйте, ребята. Ань торова, начыкы.
Дети здороваются на русском и ненецком языках.
- Меня зовут…… Я ненка. Живу я в далекой тундре. Пришла к вам, чтобы научить вас тем играм, в которые играют мои дети (Проводится подвижная игра «Хейро).
Ведущий: Уважаемая ……, мы приглашаем тебя быть членом жюри на нашей викторине (гостья занимает место за столом жюри). А мы с ребятами начинаем нашу викторину. Сначала нам нужно познакомиться. Предлагаю командам назвать себя и поприветствовать соперников.
Капитаны команд представляют свою команду и команды хором произносят свое приветствие.
Далее ребенок из одной команды читает стихотворение «Российский край».
Вопросы задают обеим командам по очереди
Ведущий: А сейчас мы немного отдохнем.
Гостья: Поиграем в игру «Поймай оленя»
Стихотворение «Северное сияние» читает ребенок второй команды.
5. Каких птиц и животных, обитающих на Севере вы знаете? (На этот вопрос дети из разных команд отвечают по очереди, называя одну птицу или одно животное).
Сюрпризный момент: Включается северная мелодия и в зал входят дети в национальных костюмах. Они показывают заранее подготовленный танец жителей Крайнего Севера.
6. Какие вы знаете растения, произрастающие в нашем крае? (Команды отвечают по очереди).
В центр зала выставляют два стола. На них расставлены вазочки с разным вареньем. На каждой вазочке прикреплен номер. Рядом лежат чайные ложечки. Ведущий приглашает по одному представителю из каждой команды.
7. Задание: нужно попробовать варенье из каждой вазочки и определить под каким номером находится то или иное варенье.
Гостья предлагает поиграть в игру «У оленя дом большой»
Ведущий: Первая часть нашей викторины была посвящена родному краю, а вторая часть буде посвящена нашему городу Ноябрьску.
Ведущий вызывает по одному ребенку из каждой команды.
3. Задание: нужно собрать картинку из частей (изображение герба города).
4. Вспомните, какие памятники, достопримечательности, интересные места вы знаете в нашем городе (ответы принимаются по очереди от каждой команды).
5. На двух столах разложены открытки с видами различных городов, среди них и города Ноябрьска. Задание: нужно выбрать только те открытки, где изображен наш город.
Жюри подсчитывает очки и подводит итог викторины.
Гостья дарит командам призы, приглашает детей в гости к себе в тундру и уходит.
Описание игр.
«Хейро» (солнце) – Играющие становятся в круг и берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят «хейро». Ведущий – «солнце» сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда «солнце» встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от «солнца» на сигнал «раз, два, три» — в круг скорей беги. Те, кого не задело «солнце», возвращаются в круг.
«Поймай оленя» — В центре зала выставляется горизонтальная палка ( «олень»). К обручу привязывается веревка (лента). В одной руке ребенок держит обруч, а в другой конец веревки (ленты). Задача: набросить обруч на «оленя» с расстояния 2-3 м. Высота палки – 1 м., длина веревки (ленты) – 3 м., обруч — д – 45 см.
«У оленя дом большой» -
«У оленя дом большой – ладони сложены над головой в форме крыши.
Он сидит, глядит в окно – руки сложены перед лицом в форме окна.
Зайка по лесу бежит – дети изображают бегущего зайца.
В дверь к нему стучит: тук, тук – кулаком изображают, будто стучат.
Дверь открой – одной рукой берутся за воображаемую ручку двери и открывают ее.
Там в лесу охотник злой – рукой показывают за спину.
Зайка, зайка, не зевай – обеими руками манят к себе.
Лапу мне давай – подают друг – другу руки».
Отрывок из стихотворения «Российский край» (Н. Забила, пер. с укр. З. Александровой)
Российский край, моя земля
Родимые просторы.
У нас и реки и моря,
Поля, леса и горы.
И Север есть у нас и Юг,
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг
Там холодно и вьюги.
Народ здесь, как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
|