Автор: Попова Ю.А. 2015 год
В ФГОС отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса «должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс». Таким образом, новый нормативный документ активизирует переосмысления культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
В связи с этими требованиями в учебный план МАДОУ № 2 «Лучики» (Киселевского городского округа Кемеровской области) введен 1 час кружка, для воспитанников подготовительной группы «АБВГДейка». Дополнительная программа по обучению связной речи у дошкольников является целостной, интегрированной, направлена на подготовку детей к школе, развитию умственных способностей, познавательной активности дошкольников.
На занятиях этого кружка воспитанники работают с тетрадью по развитию речи «Путешествие по родному городу».
Дошкольный период является благоприятным для погружения воспитанника в истоки региональной культуры, пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед участниками образовательного процесса, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.
Представление о Родине начинается у воспитанника с картинки, слышимой им музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания патриотических чувств, имеет использование в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Воспитанников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Патриотизм в дошкольном возрасте – это чувство привязанности к родителям и близким, к семье к родному городу, ответственность в маленьких делах и поступках, сопереживание к окружающим людям.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения воспитанникам определенных знаний о нем? Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний воспитанники проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое.
Всем известно, что умение хорошо излагать свои мысли, четко и правильно пересказывать прочитанное является залогом успешного обучения в школе. Мы разработали рабочую тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет «Путешествие по родному городу», которое содержит серию авторских рассказов по сюжетным картинкам. Работа с данным материалом не только заинтересует воспитанника, но и научит его последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы, описывать предмет, определять предмет по характерным признакам.
Цель пособия: развитие речи воспитанников с опорой на краеведческий материал. Герои мультфильмов вместе с ребятами отправятся в увлекательное путешествие по родному городу Киселевску.
В тетради представлены занимательные авторские игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста. Пособие насыщено грамматическими заданиями на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению; поможет сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, разовьет фонематический слух и восприятие.
Содержание рабочей тетради разбито на темы: улицы города, реки города Киселевска, животный и растительный мир, транспорт. Все предлагаемые в данной рабочей тетради темы связаны между собой логически и вместе представляют целостный образ города. Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с воспитанниками. Представленные материалы на формирование пространственного восприятия дошкольника, ряд упражнений направленных на развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления. Кроме этого, игровые задания помогут развить мелкую моторику рук, подготовить к обучению грамоте и устранить недостатками в развитии лексико- грамматического строя речи.
Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Всем своим содержанием, заданиями и вопросами тетрадь направлена на «соавторство» ребенка и взрослого. Рабочая тетрадь создает благоприятные условия для умственного развития воспитанников: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни.
Широко используемые в рабочей тетради занимательные и творческие задания, игры, стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Решая проблемные задания познавательно-практической направленности, воспитанники получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Отобранный материал позволяет формировать мышление дошкольников на основе актуализации личного социального опыта ребенка. Преодолевая трудности вместе со взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное, понять многое из того, что было загадочным и непонятным.
Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого воспитанника. Для этого в рабочую тетрадь мы ввели знаки: подумай, рисуем, пишем, читаем, материалы повышенной сложности. Переживаемые положительные эмоции, в случае удачного решения задачи – удивление, радость успеха, гордость, создают у воспитанника уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.
Работа с данным материалом будет не только интересна воспитаннику, но и научит его последовательно строить свои высказывания, отвечая на вопросы, описывать действие, определять предмет по характерным признакам.
|