Музыкальный руководитель Шерепа Л. А. МБДОУ «детский сад №43» г. Сыктывкар 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе:
«Парма» Программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми (раздел «Музыкальное воспитание») Пунегова Л.А. Общая редакция Белых С.С., Штекляйн С.Н., Потолицыной Н.Б.
Скачать программу
Содержание программы разрабатывалась на основе синтеза и адаптации современных методических рекомендаций «Музыкальное воспитание как средство приобщения детей к национальной культуре Республики Коми» Вавилова Л.Д., Елькина А.В., «Детям о культуре народа коми» (2 – 4 части) Коми Республиканский институт совершенствования учителей. Клейман Т.В., «Ознакомление детей с коми краем» (1, 2 части) Вавилова Л.Д. и обобщения практического опыта работы.
Особенностью программы является выделение специального занятия в первую половину дня каждого учебного месяца (с сентября по май месяц),
направленного на реализацию национально-регионального компонента.
Занятие проводится 2 раза в месяц в первую половину дня, по15-30 минут в зависимости от возраста детей.
Программа предназначена для детей в возрасте от 2 до 7 лет дошкольного возраста. Она реализуется в 3-х направлениях:
- систему организованных занятий;
- развлечения;
- массовые театрализованные праздники.
Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий различен. Ребятам, дается музыкальный репертуар с усложнением, разнообразный по своему тематическому содержанию. Все музыкальные занятия объединены в сюжетно тематические циклы. Всего их пять.
- Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор»
- Раздел 2. «Народная песня»
- Раздел 3. «Игровой фольклор».
- Раздел 4. «Хороводы».
- Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
Каждый цикл подчинён одной определённой теме и содержит несколько конспектов музыкальных занятий. Тематика циклов занятий разная, но все они объединены едиными программными задачами и программным содержанием. Содержание занятий расширяет представления детей об окружающем мире, о природе, о человеческих взаимоотношениях. Дети приобщаются к основам коми музыкального искусства, учатся чувствовать и понимать коми музыку, приобщаются не только к музыкальному фольклору, но и к народным традициям и обычаям коми народа. В процессе музыкальных занятий осуществляется разнообразная музыкальная деятельность. Прежде всего, это восприятие слушания музыки, исполнительские виды музыкальной деятельности – певческая, музыкально – ритмическая, игра на детских коми инструментах.
Отработанные фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники.
Цель программы — Приобщение детей к истокам Коми народного фольклора через знакомства и исполнение песен, танцев и игр Коми народа.
Задачи программы:
- Помочь детям прикоснуться к великому Коми искусству, почувствовать глубину и красоту Коми обычаев и обрядов.
- Поднять уровень музыкальной Коми культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения.
- Развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений.
- Формировать положительное отношение, интерес к содержанию Коми народной музыки.
Принципы программы:
- Систематичность музыкального образования.
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретным танцевальным песенным репертуаром.
- Разносторонность музыкального образования.
Коми народный фольклор- это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, деликатностью по отношению к человеку.
Фольклор- источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания.
Через исполнение и знакомство с Коми народной музыкой прививается любовь к своей Коми земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром Коми человека.
В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице Коми культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
Фольклор – кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох. Это боль и тревога за наши души и совесть.
В наши дни остро встала проблема формирования Коми национального менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам Коми народного фольклора.
Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребёнка раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.
Основные разделы программы:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (попевки, заклички, дразнилки, прибаутки, потешки, колыбельные и шуточные песни).
Задачи раздела:
- Развивать в детях музыкально- творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти.
- Развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;
- Помочь правильно и чисто пропевать труднопроизносимые слова и фразы, исполнять попевку, интонируя её на простейшую коми мелодию.
- Совершенствовать вокальные навыки. Чёткость произношения коми слов, правильность дикции.
Раздел 2. «Народная песня» (календарные, лирические, обрядовые).
Задачи раздела:
- Учить детей чувствовать красоту коми песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка;
- Совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Задачи раздела:
- Развивать у детей культуру движений;
- Учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора);
- Развивать творческую активность.
Раздел 4. «Хороводы».
Задачи раздела:
- Развивать воображение детей, сообразительность, смекалку;
- Совершенствовать ритмические, драматические способности детей;
- Учить детей выполнять хореографические движения под исполнение песни.
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
Задачи раздела:
- Развивать чувство ритма, музыкальную память;
- Учить детей дошкольного возраста ансамблевой игре.
Содержание программы
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Тема 1. «Потешки, попевки, заклички». Жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении).
Тема 2. «Колыбельные песни». Предназначение данных произведений. Постижение народно — попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии включающих, типичное движение голоса на сексту. Умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного, напевного пения.
Тема 3. «Дразнилки, прибаутки, шуточные песни». Цель данного вида фольклора – использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата.
Раздел 2. «Народная песня».
Тема 1. «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за чётким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
Тема 2. «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно – мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринуждённо вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полётности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, чётким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Тема 1. «Песенный припев». Его основная функция (задачи игры, связь частей, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Тема 2. «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
Раздел 4. «Хороводы».
Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы коми хоровода». Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
Тема 1. «Знакомство с народными коми инструментами». Классификация народных коми инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчёркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
Тема 2. «Ансамблевая игра». Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
|