Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае
Задачи:
Образовательные:
- активизировать имеющиеся у детей знания о родном крае, малой родине (городе Нововоронеже).
Развивающие:
- развитие интереса к истории и культуре родной страны
- обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее назначении, символическом значении
- Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к истории Воронежской области, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней
- воспитание любви к Родине.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Оборудование: карта Воронежской области; медиапроектор; виртуальная экскурсия «Мой любимый край»; магнитная доска, магнитики-флажки; надувные шары количеству детей; изображения изделий народных умельцев (изделия из камня, бересты, лозы, дерева и т.д.); ложки из разных материалов; видео ряд «Наш город Нововоронеж».
Организационный этап
Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя — Россия.
За ясные зори, умытые росами, За русское поле с колосьями рослыми За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россия!
Россия очень большая страна в ней много разных городов, больших и маленьких, много деревень, поселков. Но у каждого человека есть свой любимый городок или деревня, как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? Что такое малая Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним как называется наша малая Родина и как называется наш край.
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим наши знания о нашем крае.
Воспитатель: Давайте, каждый из вас задаст один вопрос, про наш край, а мы все вместе попробуем на них ответить.
Дети по очереди задают вопросы
- Наш край называется……
- Жители нашего края называются……
- Главный город нашего края…
- Как зовут губернатора……
- Какие государственные символы вы знаете……
Ситуативный разговор
Внутренняя мотивация на деятельность
Воспитатель: Воронежский край большой и интересный. Хотите в этом убедиться? Тогда предлагаю отправиться в виртуальное путешествие.
Основной этап.
Воспитатель: я предлагаю вам самим начать путешествие, чтобы еще раз вспомнить всю красоту нашего края.
Для этого вам необходимо посовещаться и самим определить маршрут нашего путешествия.
Сегодня вам будут предложена экскурсия по таким станциям как:
1станция «Символы Воронежского края»
2 станция «Русская красавица»
3 станция «Наш город Нововоронеж»
4 станция «Изделия народных умельцев»
Детям предоставляется самостоятельный выбор, какие станции они хотят посетить и их очередность
(на экране станции с изображениями: символы – Воронежского края, береза, изделия народных умельцев, город Нововоронеж)
По выбору детей педагог начинает экскурсию
Станция «Символы Воронежского края»
Воспитатель: ребята, кто из вас может показать на глобусе Воронежский край? Вспомните, какие символа есть у Воронежского края?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто знает, как выглядит флаг?
Ответы детей.
Воспитатель: Флаг Воронежской области является официальным символом региональной власти и олицетворяет суверенитет области на ее территории. Флаг области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета отношением ширины к длине 2: 3, воспроизводящее композицию Герба Воронежской области: выходящую от древка желтую гору, сложенную из крупных камней, на склоне которой — белый опрокинутый кувшин, изливающий белую воду.
Белый (серебряный) кувшин на горе, изливающий белую воду, — уникальный исторический символ Воронежской области — отражает богатство и плодородие здешних земель. Впервые кувшин появился именно в гербе 1781 года. Вместе с тем кувшин как творение умелых человеческих рук аллегорически показывает трудолюбие жителей города. В то же время вода, льющаяся из кувшина, является аллегорическим символом реки Воронеж. Гора созвучна с крутым правобережьем города Воронежа. Белый цвет – символ благородства, чистоты, справедливости, великодушия, а также мира. Красный цвет символизирует жизнеутверждающую силу, мужество, праздник, красоту и труд, что показывает город Воронеж как промышленно развитый центр. Желтый цвет (золото) — символ урожая, изобилия и плодородия – аллегорично показывает развитый аграрный сектор экономики. Вместе с тем золото символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, а также свет и духовность.
Воспитатель: ребята, а где можно увидеть флаг?
Воспитатель: посмотрите, что находится на этом столе?
Давайте каждый из вас возьмет по одному из элементов нашего герба, попробуем его собрать, и рассказать о нем.
Воспитатель: Герб Воронежской области: "В червлёном поле выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой — опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели — серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлёными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие — положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червлёное, окруженное серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединенными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами ордена Ленина".
Значение элементов проекта герба:
Орлы взяты со знамени Петровского полка 1730 года
Гора отражает холмистый рельеф области
Серебряный кувшин — богатство и плодородие нашей земли
Корона — державность и единство субъектов Российской Федерации
Золото — урожай, свет и духовность
Серебро— великодушие
Пушки должны напоминать о трудовых и ратных подвигах жителей Воронежской области, о вкладе предприятий области в укрепление оборонной мощи страны
Дубовые ветви — символ мужества, силы и стойкости, проявленных жителями в годы Великой Отечественной войны
Две ленты ордена Ленина подчёркивают выдающиеся заслуги области, за которые она в 1935 и 1966 годах была награждена высшей наградой СССР (орденом Ленина)
Вода — река Воронеж
Красный цвет символизирует труд
Воспитатель: ребята, на какую же мы сейчас станцию отправимся?
Станция «Русская красавица»
Воспитатель: Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Для многих людей символом России является дерево. Это дерево береза.
Воспитатель: Что вы знаете о березе?
Ответы детей.
Воспитатель: Береза — это единственное дерево, у которого белый ствол. Таких березовые рощи, как в России, нет нигде в мире. Недаром этому дереву многие поэты посвящали стихи.
Послушайте стихотворение Сергея Есенина, которое прочитает …
И еще одно Александра Прокофьева «Люблю березку русскую» ……
Воспитатель: а еще русские люди любили водить хороводы около березок.
Воспитатель: а нам пора отравляться дальше по нашей виртуальной экскурсии.
Дети находят следующую станцию « «Изделия народных умельцев»
Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые наряду с развитием технического прогресса, сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности своих народных художественных промыслов.
Воронежцы нередко с успехом принимают участие в различных конкурсах и выставках, представляя на них этнографические народные костюмы, музыкальные инструменты – гитары, баяны, аккордеоны, изделия художественных промыслов из керамики, дерева, лозы, войлока, шерсти. Рассмотрим самые известные и самобытные промыслы Воронежской области.
Арефьевский потешный промысел. Назван в честь ныне здравствующей воронежской мастерицы глиняной игрушки Галины Арефьевой. Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовления глиняных игрушек. В результате проведенной большой исследовательской работы, привнеся в традиционные принципы создания народной игрушки свое авторское видение, мастерица сумела создать новую звонкую игрушку. Основала свою школу искусства изготовления игрушки, у нее немало увлеченных последователей.
Художественная тестопластика. Один из самых ярких представителей этого прикладного искусства – воронежская мастерица Светлана Богомолова, разработавшая авторскую программу обучения детей лепке изделий из соленого теста. Она объединила исторические традиции и сказочные сюжеты с современными приемами и мотивами народного костюма.
Художественная ручная вышивка. Традиционно популярный вид рукоделия русских женщин. Особенно в Воронежской области славится своими вышивками Острогожский район. Здесь создан и работает Дом ремесел «Острогожские узоры». Из поколения в поколение передается мастерство острогожской вышивки. Такой потомственной мастерицей является и Дина Бычкова. Она не просто хранительница местных традиций, — передает уникальные приемы вышивки детям.
Художественное лозоплетение. Этому искусству тоже обучают в «Острогожских узорах» Более того, именно директор Дома художественных ремесел, — Татьяна Ишутина. Она, переняв навыки и опыт мастеров плетения изделий из лозы, создает новые и оригинальные образы и формы.
Глиняная игрушка-свистулька. Традиционный промысел юга (Калачеевский район) Воронежского региона. Ученица знаменитого калачеевского гончара Георгия Сезинцева, Ольга Козинина более 15 лет обучает мастерству детей, сама создает высокохудожественные игрушки. Благодаря таким подвижникам народный промысел возрождается.
Карачунская игрушка. Глиняная народная игрушка, традиционная для Рамонского района Воронежской области. Самый известный рамонский мастер — керамист Василий Лямзин. Его лучшая ученица и последователь, Галина Котельникова создала свой особый авторский стиль, более двадцати лет ведет кружок в Рамоновсом лицее. Воспитала десятки учеников, выбравших профессию игрушечника или связанную с художественными промыслами.
Народная кукла. Лоскутное шитье. Продолжатель этого народного искусства — Лариса Курова — живет в Воронеже. Она работает в традиционной технике и обучает этому своих учеников. Ее работы отличаются высочайшим художественным вкусом и неоднократно представляли Воронежскую область на разного рода конкурсах декоративно-прикладного творчества, как всероссийских, так и международных.
Художественная роспись по дереву. Самый яркий представитель этого вида изделий — знаменитая воронежская матрешка особой каплевидной формы, «одетая» в самобытные, тщательно и до мельчайших деталей воссозданные, народные костюмы Воронежской губернии. Ее создала Елена Матвеева, — ученица почетного гражданина Воронежа, члена союза художников РФ Петра Пономарева. Воронежская матрешка была неоднократно и по достоинству оценена на многих конкурсах и выставках самого разного уровня, в том числе и международных.
Гончарный промысел с. Шубное. Мастер глиняной игрушки Наталья Минькова, продолжая традиции народного промысла, сохранив пропорции, обогатила традиционную острогожскую игрушку новыми высокохудожественными элементами. В роспись игрушки она добавила узоры «барановского платка». Это был основной в 19 веке и любимый женщинами российского Черноземья головной убор. Наталья разработала собственную оригинальную программу обучения детей народному промыслу, одновременно знакомя их с историей родного края.
Двухфигурная сюжетная керамическая игрушка-свистулька. Еще одна оригинальная глиняная игрушка Острожского района. Мастер-игрушечник Любовь Усова на протяжении 30 лет изучала традиции керамистов разных сел этого района. Вместе со своими учениками она воссоздала традиционную форму этой игрушки, ее материалы, технологию изготовления, инструменты для декорирования, сюжеты быта крестьян и традиционное настроение персонажей.
Дети рассматривают изображения изделий народных умельце Воронежского края и слушают рассказ воспитателя.
Воспитатель: У каждого человека есть малая родина, это место где он родился. В каком городе вы родились. Правильно в городе Нововоронеже Наш город очень красивый. Давайте еще раз пройдемся по улицам нашего города.
Ты, красив в любое время года:
Ранней осенью, студеною зимой,
И в жару и даже в непогоду,
Я люблю тебя, Нововоронеж мой!
Городов на карте много всех не перечесть.
Хорошо, что и Нововоронеж ныне тоже есть.
Есть на свете города больше и красивей,
Только наш Нововоронеж самый лучший в мире.
Дети смотрят видеоряд с достопримечательностями города Нововоронежа и слушают стихотворение, которое читает воспитатель.
Заключительный этап. Подведение итогов.
Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
Формирование элементарных навыков самооценки
Воспитатель: Закончилось наше виртуальное путешествие. А чтобы оно запомнилось нам надолго, предлагаю ребята вам выполнить коллаж
Дети собирают коллаж из фотографий, отмечая, что им запомнилось сегодня во время экскурсии.
(заканчивая занятие, воспитатель приглашает всех ребят выйти и показать выполненный коллаж, при этом каждый ребенок говорит о том, что им больше всего запомнилось и в конце читают стихотворение каждый по строчке)
Родина моя бескрайняя Россия, и Сибирь, и Волга, и Урал. Все места для русского святые, где бы ты в России не бывал Каждая березка, кустик каждый, задремавшие в снегу поля, Все напомнит мне о самом важном- только здесь родимая Земля!
И куда б судьба не заносила, не дано забыть нам об одном, Эта ненаглядная Россия, есть единственный наш отчий дом!!!
Изготовление коллажа «Что мне запомнилось на экскурсии»
Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.
|