Разработала: Педагог- психолог первой квалификационной категории, Васильева Галина Валерьевна
Пояснительная записка
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.
Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально — психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста.
В программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия. Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости, преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода.
В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
- сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
- сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
- сказкотерапия — процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное — создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
- сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.
- сказкотерапия — процесс экологического образования воспитания ребенка.
- сказкотерапия — процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
- сказкотерапия — терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
- сказкотерапия — природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
- сказкотерапия — созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
Цель коррекционной программы — формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.
Задачами программы являются:
- Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
- Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
- Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
Дети должны научиться
- Иметь положительное представление о себе.
- Верить в свои возможности и стремиться к их реализации.
- Устанавливать контакт со сверстниками, проявляя интерес к общению.
- Уметь выражать свои чувства.
- Проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.
Структура занятий
Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 -25 минут в группах по 8 человек.
Тематический план занятий
Название темы Часы
1. Давай познакомимся. Диагностика. 2
Установление межличностных контактов
между участниками группы. Выработка правил группы.
2. Мир эмоций. (Снятие эмоционального напряжения) 2
3. Научись любить себя. 2
(Формирование позитивного отношения к себе)
4. Все в моих силах. (Актуализация потенциала ребенка) 4
5. Вместе тесно, а врозь скучно. 6
(Обучение методам социально-приемлемого
выражения негативных эмоций,
техникам конструктивного разрешения конфликтов).
6. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. 2
(Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми).
7. Праздник. Заключительное занятие — рефлексия. 2
Содержание коррекционной программы
Тема 1
Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», «Два дома», «Золотая рыбка». Игры на знакомство и положительного отношения друг к другу. ( «Ручеёк», «Шустрики-мямлики»). Введение в сказкотерапию. (Викторина по сказкам. Оценка личности героев сказки)
Материалы и оборудование: куклы сказочных героев, музыкальное сопровождение, бумага и карандаши.
Рефлексия. «Свет в твоём окне». (Каждый ребёнок рисует свой многоэтажный дом. По итогам каждого занятия закрашивает окно зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от полученного настроения и знаний). В конце курса можно проследить динамику.
Тема 2
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально — психологические игры, прослушивание отрывков сказок с участием отрицательных героев, беседа о страхах и недостатках (лень, зависть, жадность, глупость), рисунок «Мой любимый герой в сказке», «Герой без моей симпатии».
Материалы и оборудование: карточки с изображением отрицательных героев, карточки с изображением разных эмоций, записи отрывков сказок ( «Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Вершки и корешки», «Волк и лиса»)
Тема 3
Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», «Заяц-хваста», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры. Психогимнастика «Солнечный зайчик»
Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации. Мешок для игры «Я хороший – я плохой», жетоны.
Тема 4
Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование положительных поведенческих реакций.
Методы: чтение сказок ( «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь»), социально — психологические игры ( «Мышеловка», «Голова дракона», «Вороны и воробьи» «Соломинка»), беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Игра «Неоконченные предложения»
Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика» для игры «Скажите мне хорошее», бумага и карандаши, одеяло.
Тема 5
Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.
Методы: чтение сказки, социально — психологические игры, беседа. Моделирование ситуаций ( «Ты меня обидел», «Ты меня толкнул», «Ты взял моё»)
Материалы и оборудование: текст сказки ( «Теремок», «Зимовье зверей») небольшие подушки для петушиных боёв.
Тема 6
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки ( «Рукавичка», «Про Чебурашку», «Красная шапочка») социально — психологические игры ( «Рукавички», «Царь зверей», «Капитаны»), беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.
Тема 7
Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально — психологическая игра «Чемодан», диагностика самооценки «Лесенка», «Я и мои друзья»
Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунки чемоданов для игры «Чему я научился»
Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.
Литература
- Андреев О.А. Тренируем свою память. – Ростов н/Д, 2004.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щебинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.
- Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 18/2005. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только),
- Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 37/2004. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
- Кузнеченкова С. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
- Кисова В.В., Конева И.А, Практикум по специальной психологии. – Спб.: Речь, 2006.
- Кузнеченкова С. Полезные сказки и упражнения для родителей. – Спб.: Речь, 2010.
- Локалова Н.П. «120 уроков психического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008.
- Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Практикум по сказкотерапии/ Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
- Павлова Н.Н., руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2011.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Ткачева И. Коррекция и развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Дрофа, 2010.
- Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста. – М.: Генезис, 2003.
|