Автор:
Фадеева Ольга Юрьевна Воспитатель МБДОУ "ДС № 42 Комбинированного вида» г. Алапаевск, Свердловская область
Аннотация. Статья посвящена вопросам комплексного использования подвижных игр в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста, оказывающих разностороннее воздействие на их физическое развитие и формирование социальных компетенций.
Ключевые слова: совместная деятельность, физическое воспитание, коммуникативные способности, дети старшего возраста, подвижные игры, двигательные способности, социальные компетенции, социально-коммуникативное развитие.
Текст научно-исследовательской статьи.
Подвижная игра как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
Дошкольное детство продолжительный и важный этап в развитии человека. Это время первоначального складывания личности. В этот период происходит иерархия мотивов и потребностей, активно усваиваются нравственные нормы, формируются социальные компетенции, которые ученые представляют как знания, умения и навыки, которые необходимо ребенку для решения социальных и поведенческих ситуаций, характерных для данного возраста.
Социально-коммуникативный компонент является одним из ведущих в структуре социальных компетенций. Для его развития необходимо активное общение со сверстниками и взрослыми, при котором ребёнок познаёт других людей, узнаёт их интересы и потребности. В старшем возрасте, в качестве параметров коммуникативной успешности принято выделять эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, умение встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, способность к совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении со сверстниками и взрослыми.
В дошкольных учреждениях, необходимо проводить развивающую работу по формированию у дошкольников социально-коммуникативных способностей, как одного из значимых для полноценного развития человека компонента социальных компетенций.
Подвижные игры, как средство физического воспитания, являются в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективным условием разностороннего развития детей. Являясь практической деятельностью, они с одной стороны, помогают детям развиваться физически, а с другой, в них создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, мышления. При этом правила, заложенные в подвижных играх, закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Вопрос физического (телесного) и личностного взаимодействия чрезвычайно важен в период дошкольного детства, когда у ребенка появляется оценочное отношение к себе и другим, что в значительной степени влияет на успешность их деятельности, способность приобретать друзей и выступать активным действующим лицом в познании внешнего мира. Решение данной проблемы возможно лишь за счет комплексного воздействия средств физического воспитания, затрагивающего одновременно физическую и личностную составляющую данного процесса. Поэтому воздействие подвижных игр на развитие взаимоотношений детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками является актуальной задачей дошкольного воспитания.
Отбор и систематизация подвижных игр, содержащих в себе условия для физического и социально-коммуникативного развития позволил выделить три группы игр.
Первую группу составили игры, имеющие индивидуальный характер деятельности в них детей, то есть каждый ребенок отвечает сам за совершенные им неточности в игре.
Во вторую группу вошли игры, характер игровых действий в которых ставил детей в условия, в которых им необходимо было не только самостоятельно выбирать вариант своего поведения, но и уметь договариваться о согласованном выполнении игрового задания и совместно решать простейшие тактические задачи с выбранным соведущим. Подобные игры способствуют формированию чувства «открытости» по отношению к партнеру, то есть дают возможность чувствовать и понимать его.
В третью группу вошли подвижные игры, в которых игровые задания, выполняются небольшой группой-командой. Основное влияние на характер проявления контактов детей в таких играх оказывают игровые правила. Они определяют последовательность выполнения действий, способы их выполнения, необходимость проявления определенных физических качеств. Указывая детям способы выполнения действий, правила побуждают играющих регулировать свое поведение. Являясь для всех участников обязательными, они требуют от каждого ребенка наличие умений соблюдать и подчиняться определенным требованиям, способствуя тем самым формированию опыта регуляции поведения.
Физическая и психическая составляющая в них взаимосвязаны и дети в таких играх не только учатся владеть собой, согласовывать свои действия с действиями других игроков, но и совершенствуют основные двигательные навыки.
Во время прогулок применяю игры индивидуального характера и парные подвижные игры. В них, прежде всего, включаются дети с низким уровнем развития коммуникативных способностей. Их основная направленность — создать условия, чтобы дети могли договориться в малых группах (в парах, тройках) о том, в какую игру они будут играть, и определить игровые правила и роли.
Во время проведения праздников создаются условия для воспитания у детей умения творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучения проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Проведение праздников с привлечением родителей дает возможность детям приобретать опыт общения со взрослыми. При этом главной задачей является на фоне радостного настроения, стимулировать активность каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, предоставить возможность испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радость от успехов товарищей.
Включение подвижных игр направленного воздействия на развитие коммуникативных способностей дает большие возможности воспитателю в развитии личности ребенка.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр я считаю, всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Мною создана картотека подвижных игр. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей.
Задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среде, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
С помощью подвижных игр у дошкольников формируются следующие социально-коммуникативные качества:
Умение слушать и слышать друг друга:
- Игра «Словесный волейбол»
- Игра «Услышь свое имя»
- «Ваньки – встаньки»
Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться:
- Игра «Нос к носу», «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке»,
«Ухо к уху»
- Игра «Невод»
- Игра «Поймай рыбку»
- Игра «Дружба начинается с улыбки»
- Игра «Змея»
- Игра «Гусеница»
- «Найди пару»
Игры, направленные на формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма:
- «Гонка мячей по кругу»
- «Передал — садись»
- «Вороны и воробьи»
- «Защищай ворота»
- Игры-эстафеты.
Индивидуальные подвижные игры:
Развитие коммуникативных способностей: формирование у детей умений распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, обучение умению выражать свои потребности с помощью вербальных и невербальных средств общения, соблюдение элементарных правил общения в игре.
В этих играх:
- действия участников игры имеют индивидуальный характер
- между играющими детьми отсутствует зависимость
- результаты игровых действий детей не объединяются.
- противоборства сторон нет.
Парные подвижные игры:
Развитие коммуникативных способностей: развитие умения сотрудничать, помогать друг другу, взаимодействовать, уступать и обмениваться в ходе игр информацией.
В процессе игр дети овладевают следующими умениями:
- договариваться о выборе игры, заинтересовывать и приглашать необходимое число участников
- распределять роли, разбиваться на игровые подгруппы
- согласованно действовать с партнерами при выполнении игрового задания. Сформированные навыки взаимоотношений позволяют переходить к более сложным подвижным играм, играм соревновательного характера, где требуется умение действовать совместно с участниками команды.
Командные подвижные игры:
Развитие коммуникативных способностей: закрепление навыков нравственно-ценностных способов взаимоотношений со сверстниками, закрепление интереса к играм-соревнованиям.
Групповые игровые задания предполагают:
- взаимную ответственность участников
- необходимость совместных усилий, взаимовыручку
- достижение общей цели и успеха.
|