Развитие у детей коммуникативных способностей в играх "Картотека игр"
Головко Ирина Николаевна Воспитатель МБДОУ детского сада №2 Ст. Каневская
Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов.
Известно, что игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки. Любая из представленных далее игр многофункциональна, но у всех есть общая цель — развитие коммуникативных навыков.
Скачать: Развитие у детей коммуникативных способностей в играх "Картотека игр" (материалы к проекту)"
Предлагаемая система, состоит из четырех блоков:
- игры на развитие умения сотрудничать
- игры на умение активно слушать
- игры на умение перерабатывать информацию
- игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).
Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно — в виде «игровых пятиминуток».
При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.
Помните! Ребенок имеет свои коммуникативные права:
- право на свою систему ценностей;
- право на ответственность;
- право на личное достоинство и уважение этого достоинства;
- право на индивидуальность и своеобразие;
- право на независимость от других людей;
- право на свою мысль;
- право на отстаивание своих прав.
РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ
Учим слышать, понимать и подчиняться правилам
«Зайчики и лиса»
Описание игры: Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».
Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту-другую воспитатель продолжает:
«Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».
Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно.
Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали — зайки в лес все убежали».
Выбирают другую лису, игра повторяется.
Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
«Заинька, выходи!»
(русская народная игра)
Описание игры: Все становятся в круг, выводят одного на середину и говорят:
- Будешь зайчиком!
Зайчик спрашивает:
- А что мне надо делать?
Ему отвечают:
- Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать!
Пошли все вокруг зайчика и запели:
- Серенький, выходи!
- Вот так, этак выходи!
- Вот так, этак выходи!
И показывают зайчику, как надо выходить.
Зайчик вышел на середину круга. А хоровод поет ему:
- Серенький, поди в садик!
- Вот так, этак поди в садик!
- Вот так, этак поди в садик!
И сделали шаг вперед — показали, как выходят в садик.
Зайчик пошел по "садику, по кругу, направо или налево, куда ему вздумалось. А все запели:
- Серенький, погуляй!
- Вот так, этак погуляй!
- Вот так, этак погуляй!
Посмотрел заинька, как другие гуляют, и стал тоже гулять в кругу — ходит не спеша то туда, то сюда. А все его просят:
- Серенький, повернись!
- Вот так, этак повернись!
- Вот так, этак повернись!
И все разняли руки и быстро повернулись. И зайчик повернулся.
Затем взялись опять за руки, пошли и стали просить зайчика:
- Серенький, топни ножкой!
- Вот так, этак топни ножкой!
- Вот так, этак топни ножкой!
И показали, как топают ножкой. Заинька тоже стал топать ножкой — и раз, и два, и три.
А те, что водят хоровод, не отстают:
- Серенький, руки в боки!
- Вот так, этак руки в боки!
- Вот так, этак руки в боки!
Сами все подбоченились: смотри зайчик! И зайчик тоже руки в боки. После этого стали просить:
- Серенький, поскачи!
- Вот так, этак поскачи!
- Вот так, этак поскачи!
И принялись все скакать. И зайчик тоже стал скакать. А потом запели:
- Серенький, попляши!
- Вот так, этак попляши!
- Вот так, этак попляши!
И все заплясали. А вслед за всеми заплясал и зайчик.
Стали просить заиньку, чтоб он выбирал на смену себе другого зайчика:
- Серенький, выбирай!
- Вот так, этак выбирай!
- Вот так, этак выбирай!
И показывают как надо выбирать: вертеть головой из стороны в сторону, высматривать. Не отстает хоровод от зайчика:
- Серенький, поклонись!
- Вот так, этак поклонись!
- Вот так, этак поклонись!
После этого все запели:
- Серенький, лапкой тронь!
- Вот так, этак лапкой тронь!
- Вот так, этак лапкой тронь!
Показали, как надо лапкой тронуть.
Кого заинька тронет лапкой тот и будет новым заинькой, и вся игра начинается сначала.
«Менялки игрушек»
Цель: Эта игра учит взаимодействию с окружающими при помощи не только вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.
Описание игры: Все дети встают в полукруг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попы ток дается ведущему для отгадывания.
«Менялки»
Описание игры: Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг — стульев становится на один меньше, чем играющих.
Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т. д,.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
«Совушка-сова»
Описание игры: Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребенок — сова; остальные — лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и тд.), птички бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.
Воспитатель. Совушка-сова, большая голова,
На дереве сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит.
Вдруг она как полетит...
При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.
В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.
|