Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, активного формирования у него интеллектуальных способностей и становления его личности. Эффективность общения зависит от уровня сформированности социально-коммуникативных навыков. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Поэтому коммуникация для детей имеет особую значимость.
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Социальные навыки — это вербальное и невербальное поведение, которое проявляется в повседневном социальном взаимодействии. Энтони Гидденс выделяет следующие навыки: умение правильно выражать свое эмоциональное состояние и чувства; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; регулировать свои эмоции в зависимости от ситуации.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Каждый ребёнок — первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно в младшем возрасте. По мере того, как ребенок взрослеет, он под воздействием таких факторов как семья, окружение и детский сад либо сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становится неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок в возрасте 3 – 4 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Итогом становится ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает, о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его кто-то обидит, он сразу замыкается в себе и еще больше отдаляется от всех. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводится к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили правильно строить отношения со сверстниками и как правильно с ними общаться. Он просто не умеет этого делать и как следствие, либо избегает общения с другими детьми, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком.
В основе формирования коммуникативной компетенции личности ребенка в будущем лежит социально-коммуникативное развитие, которое представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка.
В дошкольном возрасте формируется «реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях» (А. Н. Леонтьев). От того, насколько хорошо ребенок освоит навыки взаимодействия с другими людьми, будут зависеть его дальнейшие успехи и в школе, и во взрослой жизни.
|