Уголок природы – это часть предметно- развивающей среды группы, которая может быть использована в познавательных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.
Главная особенность уголка природы — его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего учебного года
В уголках природы должно быть место для труда (по уходу за растениями), календаря наблюдений за погодой, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады, огорода на окне). Частично компенсировать отсутствие животных (запрещенных по нормам СанПиН) можно с помощью внесения наборов природных материалов, иллюстраций и дидактических игр природоведческого содержания, предметов для экспериментальной деятельности с природными веществами и предметами.
Пополнять и изменять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них.
При правильной организации уголка, в нем могут организовываться различные виды деятельности:
- Познавательно-исследовательская
- Трудовая.
- Игровая
- Продуктивная
Наполнение уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянное и временное. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.). Огород на окне и календарь наблюдений за ним также является временным наполнением уголка. К временным неодушевленным предметам относятся сезонные и тематические выставки экологического мини-музея (выставка семян растений, даров моря, выставка фигурок животных определенной природной зоны, выставка «Осень» и пр.). Временно также могут выставляться на подносе опыты, с которыми дети только знакомятся.
скачать конспект
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. При рассматривании комнатных растений воспитатель обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного. В процессе систематического ухода за растениями воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к живым существам, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.
В нашей группе мы подошли творчески к оформлению уголка природы. Дерево, нарисованное на стене, это не статичный объект, а макет, изменяемый в зависимости от времени года. На него «прилетают» перелетные птицы, с него «опадают листья» и «набухают почки». Рядом с деревом находится стенд для творчества детей, сюда вывешиваются работы детей, сделанные в совместной деятельности с воспитателем, родителями или самостоятельно.
На тумбочке выставляются объекты для наблюдения, макеты, новые коллекции, новые книги о природе или энциклопедии. Все это потом убирается внутрь, но находится в зоне действия детей. Каждый их них может взять игру, коллекцию, книгу, гербарий и рассмотреть более подробно в любое время.
Смена уголка природы происходит постепенно, но обязательно отслеживает время года. Наш уголок природы, как бы подводит итог, каждой смене года, отмечая, наиболее яркие признаки. Это позволяет детям средней группы запечатлеть информацию образно.
Литература
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
- Зыкова О.А. Консультация для педагогов «Уголок природы в детском саду»
|