Шохова Светлана Ивановна. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаШохова Светлана Ивановна
воспитатель коррекционной группы ГККР ДО № 1 «Гульдер»

г. Актобе Республика Казахстан

Занятие № 1

Как мы говорим? Наша речь.

Программное содержание: Раскрыть детям понятие слова «речь»: речь служит для выражения мыслей и чувств, умению владеть родным языком. Учить слушать речь, отвечать на вопросы. Познакомить с понятием «артикуляционная гимнастика», донести до сознания детей  правило: чтобы была правильная и красивая речь, надо верно произносить звуки. Для этого следует вырабатывать речевое дыхание, подвижность губ и языка

Содержание занятия: 1.Беседа о понятии слова «речь».

2.Речевой этюд        «Стучалочка».

дыхательная   гимнастика.

Игры и упражнения. Худ. слово.

«Стучалочка» (с движениями).

Тук-тук-тук-тук-

Из  ворот слышен стук.

(ладошка с кулачком стучит по возду  в   воображаемые ворота ).

Двери отворяйте

В дом гостей впускайте ,

(ручки в разные стороны раскрыть, корпус туловища чуть вперед наклонить, доброе лицо, улыбка).

Веселых ребятишек :

Девчонок и мальчишек!

(руки на поясе, голова качается вправо- влево, веселое лицо, смех).

С языком случилось что- то:

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что- то

Вытолкнуть за губы!...

Он на место

Возвращается

И чудесно расслабляется!

Дыхательная гимнастика:

1 упр.- ие: широко открыть рот, как при звуке «а», и произвести длительный выдох.

2 упр.- ие: растянуть губы  в улыбку, как при звуке «и», и произвести длительный выдох.

3 упр.- ие:  округлить губы, как при звуке «о», и произвести длительный выдох.

Артикуляционная гимнастика.

1) Трубочка.

2) Болтушка.

3) Рупор.

Занятие № 2

Второй мой дом – детский сад

Программное содержание: Расширять словарный запас детей в ходе формирования представлений и знаний об окружающем. Упражнять в образовании имен существительных множ. числа Род. падежа, в словообразовании. Обогащать речь детей синонимами. Закреплять

слова на казахском языке  (сотрудников д/с). Учить умению составлять рассказ по опорным картинкам. Формировать способность говорить ясно, выразительно четко произносить звуки. Воспитывать грамматически правильную речь. 

Содержание занятия:

1)Дыхательная и артикуляционная гимнастика

2)Беседа о жизни детского сада.

3)Д/и «Что из чего?»

4)Д/и»Знаешь ли ты…» (продукты и соответствующая посуда).

5)Физ-ка.

6)Словесная игра «Скажи по другому».

Составление рассказа из жизненного опыта.

Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Дыхательная гимнастика:

Чтоб правильно в слова играть надо правильно дышать.

а) упр.- ие: надуть обе щеки,

вытянуть губы вперед трубочкой и постепенно выдыхать.

б)  упр.- ие:  вытянуть губы вперед, округлить их, как при звуке «э» , и произвести , постепенный выдох.

Артикуляционная гимнастика.

а)   упр.- ие «Вкусное варенье».

б)  упр.- ие:  «Выпьем молочко».

2) Стихотворение о детском саде.

Я хочу вам рассказать

Про любимый детский сад,

Где научат дошколят

Книжки  школьные читать,

Игрушки беречь, друзей  уважать,

Правила  дорожного движения знать,

Природу любить, животных      беречь,

Сколько вам знаний дадут,

Что не счесть!

3)Физминутка.

Кач-кач-кач-летят качели.

Так захватывает дух!

Все сильнее бьется сердце:

Тук-тук-тук-тук.

Вверх и  вниз и снова к солнцу.

Словно птица ты летишь.

Выше, выше,выше, выше!-

Вновь товарищам кричишь. 

Материалы: Сюжетная картина из жизни д/с,предметные картинки на данную тему для детских рассказов 

 

 

Занятие № 3

Моя семья

Программное содержание: Закрепить у детей пред-ставление о понятии «семья». Пополнить сло-варный запас детей словами - признаками, предметами, действиями.Повторитьправильное называние членов семьи по- казахски: ке (папа), ана (мама), же  (бабушка), ата (дедушка), апа (старшая или тетя),ага (старший брат или дядя),іні (младший брат), карындас (младшая сестра). Учить детей отвечать на вопросы полными предло-жениями. Предложить составить рассказ о своей семье с помощью вопросов воспитателя, используя семейное фото. Воспитывать уважение к старшим и младшим родственникам, формировать способность соблюдать традиции и обычаи своей семьи.

Содержание программы:

1)Загадки.

2)Д/и «Кому что принадлежит».

3)Беседа.

4)Д/и «Моя родня».

5)Знакомство с казахской пословицей о семье.

6)Физминутка.

7)Рассказ о своей семье по фотографии.

8)Речевое упражнение: «Как можно назвать иначе своих близких?»

(напр., мама - веселушка, бабушка -… (заботушка), папа -…(хозяйственник),

с сестренка -… (улыбушка), дедушка -…(голубчик),братишка -…(затейник).

Игры и упражнения. Худ. слово.

1) Загадки – описания о членах семьи.

2) Казахская народная пословица: Своя семья- самые верные друзья.

3) Физминутка:

Как у деда Андырбая

Вся семейка небольшая

(две ладони перед собой,кончики пальцев соединены).

Только сам, да сама,

(показывают большие пальцы на обеих руках).

Только брат, да сестра,

(показывают указательные пальцы).

Да два сына с усами,

(показывают средние пальцы).

Да две дочки с косами,

(показывают безымянные

пальцы).

Да две внучки на печи

( показ мизинцев).

Уплетают калачи.

(руки в замок перед собой,

покачивают вверх-вниз).

Материалы: Сюжетная картина «Вся семья дома», семейные фотографии детей, атрибуты к игре «Кому что принадлежит»: очки, палочка, спицы, фартук, газета, машина, кастрюля, пылесос, посуда, топор, тапочки, молоток, сетка с продуктами (можно использовать предметные картинки), атрибуты к игре: плоскостной домик с выдвижными окошками, в которые выглядывают члены семьи.

Занятие № 4

Овощи и фрукты

Программное содержание: Продолжать вырабаты-вать у детей речевое ды-хание, подвижность губ и языка. Ввести в актив-ный  словарь слова –названия частей расте-ний, овощей и фруктов. Закрепить названия пло-дов на казахском языке: алма (яблоко), ж?зім (виноград), алм?рт (груша), ?ияр (огурец), пияз (лук), картоп (картофель), с?біз (морковь), жеміс (фрук-ты), овощтар (овощи). Обращать внимание на правильность понимания и употребления обоб-щающих слов, активи-зировать их использование в речи. Пополнить словарь такими понятия-ми как крона, плоды, семена, консервирова-ние. На основе схем вырабатывать наблюда-тельность, умение находить общие и индивидуальные признаки, сравнивать по ве-личине, форме, цвету, составлять описательные рассказы. Воспитывать четкость и выразительность речи.

Содержание программы:

1. Дыхательная и арти-куляционная гимнасти-ка.

2.Стихотворение-загадка.

3) Д/и «Овощи и фрукты».

4). С/и «Что мы едим у разных овощей?».

5).  Речевое упр.-ие: «Сравним овощи по цвету, форме» (напр., а) морковь оранжевая, а помидор... и т.д.

б) огурец овальный, а репа... и т.д.».

Физминутка.

6)Описательные рассказы по схемам.

7)Витаминный салат «Осенние фантазии».

Игры и упражнения. Худ. слово.

1).Дыхательная гимнастика (педагог говорит, дети выполняют).

- Вот как шарик надуваем!

-А рукою проверяем (вдох).

-Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем. (Дышится легко... ровно... глубоко...).

Артикуляционная гимнастика.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

а) упр-ия «Язычок перешагивает через зубы».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка: широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

б) рот открыт, губы в улыбке. Широким  кончиком языка пройтись по верхним зубам с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз, влево-вправо.

2)Стихотворение-загадка.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи. И вот...

Расселся, разлегся

В большущей корзине,

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой Разноцветный народ

3) Физминутка

«Яблоки».

Веточки на яблоньке повисли от печали.

(поднять руки вверх, кисти опущены).

Яблоки  на веточках висели и скучали.

(покачать опущенными кистями).

Девочки и мальчики ветки раскачали.

(покачать поднятыми вверх руками).

Яблочки о землю громко застучали.

(поднимать и опускать руки, согнутые в локтях, ладони выпрямлены, пальцы соеденены).

Материалы: Две сюжетные картины с изображением сада и огорода и соответственно на них фрукты и овощи, натуральные овощи и фрукты (или муляжи), карточки-схемы для описания предметов по теме,тарелочки,салфетки,ножи, дощечки, салатница.

 

Занятие № 5

Одежда. Обувь.

Программное содержание: Продолжать работу по развитию артикуля        ционного аппарата. Обогащать словарный запас детей словами- синонимами, ввести в словарь детей новые понятия «Отчизна», «Отечество». Повторить обозначения символики Р.К. познакомить с новым рассказом М. Садовского о республике.Продолжать учить составлять рассказ по опорным сюжетным картинкам. Вырабатывать умение использовать разные грамматические формы дляы выражения одной мысли. Развивать способность объяснять пословицы, предложить пословицы казахского и русского народов с единым смыслом , подвести к выводу, что народы эти дружны между собой, у них много общего, даже мысли едины. Чрез игру закрепить названия предметов казахской одежды, используя вречи сложные предложения. Воспитывать уважение к народам, живущим в нашей республике, любовь к Родине.

Содержание программы:  

  1. 1) Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
  1. 2) Чтение стихотворения о Казахстане.
  1. 3) Беседа о республике и словарная работа.
  1. 4) Чтение рассказа «Казахстан».
  1. 5) Физминутка.
  1. 6) Составление рассказов о своей республике.
  1. 7) Чтение пословиц.
  1. 8) Реч. упр.- ие «Одень детей к празднику» (пример: девочка надела куйлек а мальчик надел...)

Игры и упражнения. Худ. слово.

1)Дыхательная гимнастика.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся.

Сделав активный вдох, на выдохе отрывесто произносить звуки «х», «ш», «с», энергично работая мышцами живота. Руки кладут на живот.

Артикуляционная гимнастика.

а) упр.-ие: рот открыт; губы растянуты в улыбке. При высовывании языка наружу языку придается возможно более заостренная форма. Следить,чтобы кончик языка не загибался.

б) упр.-ие: высунуть

узкий язык, тянуться им то к носу, то к подбородку.

2) С короговорка.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки.

Про покупки, про покупки,

про покупочки мои.

3)Физминутка.

(пальчиковая гимнастика)

Не плач, куколка моя, (укачивание)

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

(загибаются поочередно пальцы)

юбки и чулки,

Свитер,варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

(имитировать движения, описанные в стихотворении).

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко, Натяну веревочку.

К ней одежду при

Твои креплю,

Ветерком  все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(положить ладони на колени).

4)Скороговорка.

Встречают по одежке – провожают по уму.

Материалы:

Изображения 2-х девочек (в виде альбома)., по середине- на уровне шеи и немного выше колен- прикреплены листы бумаги в виде альбомных листов, на которых нарисованы предметы одежды (майки, трусики, 2 платья разного фасона; 2 платья с фартуками; юбка с блузкой и сарафан с блузкой; блузка, без рукавка и юбка, свитер, надетый поверх сарафана; пальто и куртка. При перели

стывании страниц альбома девочки «меняют» наряд).

 

Занятие № 6

Моя –республика Казахстан.

Программное содержание: Продолжать работу по развитию артикуля        ционного аппарата. Обогащать словарный запас детей словами- синонимами, ввести в словарь детей новые понятия «Отчизна», «Отечество». Повторить обозначения символики Р.К. познакомить с новым рассказом М. Садовского о республике.Продолжать учить составлять рассказ по опорным сюжетным картинкам. Вырабатывать умение использовать разные грамматические формы дляы выражения одной мысли. Развивать способность объяснять пословицы, предложить пословицы казахского и русского народов с единым смыслом , подвести к выводу, что народы эти дружны между собой, у них много общего, даже мысли едины. Чрез игру закрепить названия предметов казахской одежды, используя вречи сложные предложения. Воспитывать уважение к народам, живущим в нашей республике, любовь к Родине.

Содержание программы:

1)Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2)Чтение стихотворения о Казахстане.

3)Беседа о республике и словарная работа.

4)Чтение рассказа «Казахстан».

5)Физминутка.

6)Составление рассказов о своей республике.

7)Чтение пословиц.

8)Реч. упр.- ие «Одень детей к празднику» (пример: девочка надела куйлек а мальчик надел...)

Игры и упражнения. Худ. слово.

1)Дыхательная гимнастика.

Вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке «у» и произвести длительный выдох.

а)упр.-ие:положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка;

б) упр.-ие: рот открыт, губы в улыбке; широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, затем втянуть язык в рот до середины неба.Следить, чтобы язык был все время широким.

2)Стихотворение о Казахстане.

Наш Казахстан- счастливая,

Могучая страна.

Наша Родина любимая

Богатствами полна.

Как стена,-хлеба стоят,

Медом пахнут травы,

А кругом сады шумят,

Шелестят дубравы.

Наш край казахстанский

Широк и богат:

Есть золото, уголь, свинец, 

Есть у нас самый заветный клад-

Богатство людских сердец.

3) Физминутка.

(пальчиковая гимнастика)

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- я.

Материалы:

Текст стихотворения, фотоиллюстраций по теме,текст М. Садов

ского о Р.К., набор опорных картинок для составления  рассказа о Родине,куклы: мальчик и девочка с набором предметов казахской одежды (или их плоскостные изображния).

 

Скачать полную версию проекта

Просмотров: 651
Категория: По направлениям » Для детского сада » Перспективные планы для Детского сада




Другие новости по теме:

  • Колчанова Анастасия Сергеевна. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА для родителей «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, подсказки, как организовать занятия дома»
  • Бондарева Александра Федоровна. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в сказке «У бабушки с дедушкой»
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Черняк Екатерина Евгеньевна. Презентация - Тема «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство стимулирования и сохранения здоровья детей»
  • Ошес Кристина Сергеевна. Мастер — класс «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей»
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
  • Назарова Елена Александровна. Презентация 'Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста'
  • Митрюшина Анна Викторовна. Проект «Совместные индивидуальные занятия родителей и детей старших групп по теме: «Артикуляционная гимнастика дома. Ставим звуки вместе»
  • Сизова Кристина Михайловна. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР.
  • Мамойко Галина Николаевна. «Дыхательная гимнастика на логопедических занятиях для детей с ТНР»
  • Хубиян Этери Ашотовна. «Дыхательная гимнастика как средство коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников»
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Оксана Викторовна Бузулан. Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?
  • Тягунова Екатерина Владимировна. Артикуляционная гимнастика для детей раннего возраста.
  • Борисенко Оксана Викторовна. Конспект образовательной деятельности в логопедической группе с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий (физминутка, пальчиковая гимнастика) в образовательной области «Речевое развитие»
  • Наталия Зорина. Дыхательная гимнастика
  • Иванова Нина Ивановна. Дыхательная гимнастика «Пузырьки»
  • Болотова Наталья Викторовна. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация на тему: «Дыхательная гимнастика. Методика проведения»
  • Чернова Наталья Михайловна. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
  • Светлана Глухих. Артикуляционная гимнастика
  • Главный Редактор. Буклет для родителей - «Артикуляционная гимнастика»
  • Марина Ивановна Худоярова. Артикуляционная гимнастика
  • Прасолова Татьяна Владимировна. Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика»
  • Федяшкина Марина Михайловна. Статья на тему: Артикуляционная гимнастика в детском саду.
  • Воронина Лариса Павловна. Артикуляционная гимнастика
  • Устрицкая Юлия Степановна. Консультация для родителей “Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей”.
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
  • Ершова Надежда Константиновна. Весёлая артикуляционная гимнастика.
  • Хайруллина Гульнара Фаридовна. Артикуляционная гимнастика «Весёлый зоопарк».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь