"Путешествие на водном транспорте" (старший дошкольный возраст)
Краснодарский край, ст. Каневская, МАДОУ детский сад № 10
Учитель-логопед Резенкова Ольга Владимировна
Воспитатель Борисенко Оксана Владимировна
Цели: Расширять знания словаря по теме, совершенствовать умение составлять распространённые предложения, уметь восстанавливать деформированную фразу, формировать интерес к водной технике.
Задачи:
- расширение знаний предметного словаря, активизация пассивного словарного запаса по теме «водный транспорт»
- уточнить и расширить словарь по теме «Водный транспорт»
- развивать зрительно — моторную координацию, внимание, память
- совершенствование координации движений с речью
- уточнить представления детей о водном транспорте, научить различать их по внешнему виду
- формировать навык правильного употребления предлогов (из, по, к, под)
- развитие слухового восприятия не речевых звуков
- различать на слух не правильную форму речи, учить слышать и исправлять грамотно ошибки речи других
- развитие мелкой моторики рук, логики, мышления
- учить составлять распространённые предложения
- образование прилагательного от существительного.
Используемое оборудование: картинки с изображением различного водного транспорта (презентация), разрезные картинки с различными видами водного транспорта, маленькая бумажная лодочка, построенные на столе из конструктора «Лего»: корабли, мост, док; аудио запись звуков (плеск волн, гудки кораблей).
Предварительная работа:
- изучение литературы по теме
- подбор аудио записей со звуками (шум волн, гудки кораблей)
- подбор наглядного материала
- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов водного транспорта
- чтение художественной литературы о кораблях
- работа по конструированию «Конкурс на лучший корабль»
- Д/и «Собери картинку», «Проследи за кораблем», «Какой, какая, какое», «Экскурсия по кораблю».
Ожидаемый результат:
- активизация словаря по теме «водный транспорт»: нос, корма, палуба, каюты, камбуз, иллюминаторы, капитанский мостик.
- дети умеют узнавать и называть суда: ПАССАЖИРСКИЙ (теплоход, катер, лайнер, лодка), ГРУЗОВОЙ (баржа, танкер, паром), СПЕЦИАЛЬНЫЙ (военный корабль, корабль для несения пожарной службы, водолазные суда, ледокол, военный авианосец).
- дети умеют правильно употреблять простые предлоги (из, по, к, под, в).
- дети умеют образовывать прилагательные от существительных.
- дети уметь составлять предложение с использованием названия понравившегося судна.
- дети слышат и грамотно исправляют ошибки речи других.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по реке. Скажите, а как можно назвать одним словом транспорт, который передвигается по воде?
Ответы детей.
А на чем мы отправимся, вы мне сами скажите, отгадав загадку.
Не спрашивая броду, Смело лезу в воду - На любой глубине, Всегда по пояс мне.
(Корабль)
Воспитатель: Правильно, мы отправляемся, ребята, путешествовать на корабле. Какие ещё виды водного транспорта вы знаете?
Дети: Катер, лодка, яхта, байдарка, корабль, парусник, лайнер и т. д.
Воспитатель: А теперь отправляемся в путешествие. Закройте глаза и послушайте, что за звуки вы слышите?
Дети слушают запись – крик чаек, плеск волн, гудки пароходов.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались?
Дети: В порту.
Воспитатель: Скажите, что такое порт?
Дети: Место стоянки кораблей.
Воспитатель: Ребята, я вас приглашаю подняться на борт корабля и провести небольшую экскурсию. Давайте вспомним, как называются части корабля?
Воспитатель показывает слайды № 2 – дети отвечают.
Дети: Передняя часть – нос, задняя часть – корма, боковая сторона – палуба, комнаты на корабле – каюты, кухня – камбуз, окна – иллюминаторы, пост капитана – капитанский мостик.
Воспитатель: И так отправляемся в путешествие. Только сначала давайте мы с вами выберем судно, на каком мы поплывем (достаем разрезные картинки)
Воспитатель: Ой, посмотрите, все наши кораблики перепутались. Давайте их соберем и выберем, на чем мы поплывем. Начинаем работу?
Дети: Да.
Воспитатель: У каждого из вас на столе конверты с разрезными картинками, сложите их и назовите каждый свое судно.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Подумайте и составьте небольшой рассказ о своем судне.
Дети рассказывают о своих кораблях.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на свой корабль и на подсказку на экране, а затем скажите, к какому виду водного транспорта он относится: пассажирский (теплоход, катер, лайнер, лодка) (слайд № 3), грузовой (баржа, танкер, паром) (слайд № 4), специальный (военный, пожарный, водолазные суда, ледокол, военный авианосец) (слайд № 5).
Ответы детей
Воспитатель: А теперь давайте выберем судно, на котором поплывем (выбор детей)
На столе лежат различные вещи: бинокль, игрушки, веревка, посуда и т.д.
Воспитатель: Дорога дальняя, нам, наверное, нужно много с собой взять инструментов и вещей. Посмотрите, на столе лежит много различных вещей. Давайте из них выберем те, которые пригодятся нам в нашем путешествии
(дети выбирают из вещей)
Воспитатель: Что же, оправляемся в плавание! (физминутка)
«От зеленого причала оттолкнулся теплоход, дети встали, ноги врозь
Он шагнул назад, а потом шагнул вперед, шаг назад, шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход. движения руками
Встал на мостик капитан, ходьба на месте
Смотрит здесь, смотрит там. повороты вправо-влево
То в бинокль, а то в трубу – влево, вправо за корму». показ «бинокль»
Воспитатель: Итак, наш корабль отправляется в путешествие по реке. Каждому капитану приходится выполнять разные маневры. Давайте сейчас поможем нашему капитану.
Дети подходят к столу, на котором стоят кораблики, мост, ремонтный док – сделанный из конструктора «Лего».
Воспитатель: Корабль встал куда?
Дети: В док.
Воспитатель: Корабль идет где?
Дети: По реке.
Воспитатель: Корабль выходит откуда?
Дети: Из порта.
Воспитатель: Корабль проплывает где?
Дети: К мосту, под мостом.
Воспитатель: Давайте с вами, обратим внимание на лодку, проходящую мимо. Из чего она изготовлена?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Значит, какая она?
Дети: Бумажная.
Воспитатель: А если я сделаю лодку из дерева, она будет… (из резины, металла, пластика). Чтобы лодка из пластика была еще прочнее, к пластику добавляют стекло и получается материал стеклопластик, и лодка получается стеклопластиковая. Давайте мы с вами изобразим плывущую по волнам лодочку (пальчиковая гимнастика):
«Две ладошки я прижму две ладошки соединить лодочкой
И по морю поплыву. волнообразные движения руками
Две ладошки, друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, поднять ладошки вверх
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам имитировать движение волн и рыбок
Плывут рыбки тут и там».
Воспитатель: Посмотрите, как много на судне работает людей. А вы знаете люди, каких профессий могут работать на корабле?
Дети: Капитан, штурман, моторист, боцман, кок, рулевой, матросы, юнга, водолазы, радист, сигнальщик.
Воспитатель: А какими качествами нужно обладать, чтобы работать на корабле?
Дети: Отважный, ловкий, сильный и т.д.
Слышится стук в дверь, входит Моряк с посылкой
Моряк: Здравствуйте, ребята. Это вы путешествовали на корабле?
Дети: Да!
Моряк: Тогда это вам.
Моряк передает посылку и уходит.
Воспитатель открывает посылку и находит письмо.
«Уважаемые дети!
Мы – моряки, видели, как вы путешествовали на корабле.
Мы рады, что вы очень много знаете о водном транспорте и в подарок хотели подарить вам книжки-картинки с изображением разных видов водного транспорта. Надеемся, вы вырастите будущими моряками. Моряки».
Воспитатель раздает каждому ребенку книжку-картинку
Воспитатель:
Очень жаль, но наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими корабля по-морскому.
Дети произносят звук «У-у-у».
Молодцы ребята.
Скажите, где мы с вами сегодня были? Что мы с вами видели?
|