Шипунова Римма Раисовна. Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА»

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Предлог «ИЗ-ЗА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 20» Разработчик: Шипунова Римма Раисовна, учитель-логопед

Программные задачи:

Обучающие

  1. Учить детей выделять в предложениях и употреблять предлог ИЗ-ЗА, уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлога «из-за».
  2. Закрепить умение анализировать предложение с предлогом, выкладывать его схему.
  3. Упражнять в выделении предлогов «за», «из-за» в тексте и составлении предложений с этими предлогами.

Развивающие

4. развивать навыки знаково-символической деятельности: умение замещать новый предлог в предложении знаковой схемой.

 

5. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение умение ориентироваться в пространстве.

6. Развивать зрительное восприятие: составление из частей целого.

Воспитательные

7. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в подгруппе.

Усложнение:

Оснащение:

Демонстрационный материал:

  • Обстановка группы: длинные шторы, ширма, сундук, полый куб, ель, мягкие модули.
  • Панно «солнечные зайчики»;
  • Компьютерные технологии:

презентация «Поиграем с Кузей».

Раздаточный материал:

  • Схемы предлогов и предложений
  • Дидактическое упражнение «Собери предлог»
  • Задания на листочках из рабочей тетради «Уроки грамматики»

Дидактическое упражнение «Найди спрятанный предлог»

Предварительная работа:

  • Знакомство с предлогами «из» и «за»;
  • Упражнения по выкладыванию схем предложений с предлогами «за» и «из»;
  • Дидактическая игра «Найди предлог»;

Ход занятия:

Организационный момент

Педагог предлагает детям встать в круг.

- Ребята, какой замечательный день сегодня.

Ой, а я поймала солнечного зайчика.

имитирует игру с солнечным зайчиком:

Солнечный мой заинька

Прыгни на ладошку

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой! Как стало горячо!

  • Лови, Таня, зайчика! Передай Ване

- Ваня, где твой солнечный зайчик? он у тебя на голове? Передай его дальше

Вика, откуда ты достала своего солнечного зайчика?

- А у Саши он где? … Рома, подбрось вверх зайчика.

Он и прыгал и резвился,

Он со всеми подружился,

Веселится и хохочет,

уходить домой не хочет.

- Пусть с нами остаётся. Он так любит играть.

1 часть:

-Я предлагаю вам поиграть в прятки. Посмотрите внимательно вокруг себя, задумайте, где вы спрячетесь… Готовы? … Я считаю до 5, а вы прячетесь:

Один, два, три, четыре, пять

Я иду детей искать!

Дети прячутся, педагог ищет их:

- Выходи, Таня, ты стоишь за шторой, садись на скамеечку. А Петя — за ширмой, присаживайся к Тане …выходи, Рома, ты прячешься в кубе, присядь.

По окончании игры педагог задает вопросы:

- Саша, за каким предметом ты прятался? Ответь пожалуйста полным предложением. (спросить ещё одного ребёнка)

Какое маленькое слово мы услышали в этом предложении? Я вам напомню – предлог «ЗА». Миша, в каких случаях мы говорим предлог «ЗА» (когда находимся за каким-то предметом).

Петя, найди пожалуйста схему предлога «ЗА». Выставляется схема предлога.

Затем педагог задаёт вопрос тому, кто был внутри:

-Откуда ты вышел? (из куба)

- А какой предлог мы слышим в этом предложении.

- Витя, напомни, в каких случаях мы говорим предлог «ИЗ» (когда мы были внутри чего-то и вышли оттуда). Найди схему предлога «ИЗ». Выставляется схема предлога.

- Что обозначает стрелка в схеме?

Обучение:

Педагог задаёт вопрос детям, которые прятались за предметом.

- Откуда ты вышел? (предполагаемые ответы детей – из ширмы)

- Разве ты был внутри ширмы?

Проблема: Так, как же надо сказать правильно? (спросить несколько детей)

Давайте вместе подумаем, как надо сказать правильно?

Костя, ты знаешь, как надо сказать?, А ты, Оля, знаешь?

А я вас сейчас научу.

- Если кто-то отвечает правильно — Дима вышел ИЗ-ЗА ширмы.

Проблема: Появилось новое слово ИЗ-ЗА.

Что оно обозначает?

Ваня, ты знаешь, что обозначает слово ИЗ-ЗА? А ты, Таня, знаешь?

- У нас Аркаша догадался, МОЛОДЕЦ! А я вас сейчас научу.

2 часть

Объяснение:

Я знаю, кто нам поможет. Давайте присядем и посмотрим на экран.

На экране появляется внутреннее убранство избы и домовенок Кузя.

Кто же здесь живет? Ребята, вы догадались?

Ой, он появился и исчез. Да он играет с нами в прятки. Где может спрятаться Кузя? (ответы детей)

-Где он спрятался? (за метлой) Надоело ему сидеть за метлой

- и зашел он … (за штору)

А по том он забрался … (за печку)

На экране появляется анимация в движении, где домовёнок прячется в печке, а потом за печкой.

- А сейчас откуда вышел Кузя? «Кузя вышел из печки»

- Где теперь он прячется? «Кузя спрятался за печкой»

- Откуда он вышел? …

Надо сказать: «Кузя вышел из-за печки»

Какое новое слово мы услышали? Появилось новое слово ИЗ-ЗА. Как оно появилось? Давайте посмотрим на экран.

На экране предлог «ИЗ» и «ЗА» соединяются и появляется символ предлога «ИЗ-ЗА». Ребята, что мы увидели? (предлоги соединились) Расшифровать детям значение схемы предлога «ИЗ-ЗА»:

- Если кто-то находится за чем-нибудь и движется (или выходит, как сказала Алина) оттуда, появляется предлог «ИЗ – ЗА».

-Что обозначает стрелка?

- Напомните, откуда вышел Кузя?

Педагог предлагает выложить схему предложения:

- Я предлагаю вам выложить схему этого предложения. Садитесь, пожалуйста, за столы.

«Кузя вышел из-за печки»

- Алина напомни, какой полоской мы обозначаем первое слово в предложении. Ребенок (высокий уровень) выходит к доске и выкладывает схему на доске)

- Ребята проверьте у вас такая схема?

- Дима, прочитай предложение по схеме. Какой предлог есть в этом предложении?

Педагог как бы случайно роняет схему предлога ИЗ-ЗА, а вставляет схему предлога ЗА. Просит детей прочитать предложение. Дети замечают ошибку, отмечают несуразицу.

- какой предлог здесь должен быть? Саша помоги мне, вставь нужный предлог.

- Если меняется предлог, то изменяется и смысл предложения.

Молодцы ребята, спасибо за помощь.

- Соберите пожалуйста всё в коробку, и не забывайте, что в каждой ячейке живёт свой знак.

На экране исчезает изображение домовенка.

- Куда исчез Кузя? (ответы детей)

- Он опять от нас спрятался, вот шалунишка, он играет с нами в прятки, давайте его поищем.

Динамическая пауза.

Игра в «Прятки» с Кузей.

Педагог предлагает детям заглянуть под стол, под стул.

- А я знаю, где он. Подходите все ко мне, будем его искать вместе. Чтобы он нас не услышал, мы пойдем на носках и тихо, я знаю, он за шторой. Его там нет, может кто-то шумел. Наверно он нас видит, давайте присядем как можно ниже и посмотрим в кубе. Не спугните… ой, нет его там.

Где же он может быть? Давайте три раза высоко подпрыгнем, может мы его увидим. Где еще мы не искали? А мы ещё за ширмой не смотрели …Дети находят конверт от Кузи и поясняют, откуда они его достали, акцентируя внимание на предлоге «ИЗ-ЗА».

- Кузя приготовил для вас задание. Давайте присядем за столы и внимательно рассмотрим.

3 часть

Упражнение в употреблении предлога ИЗ-ЗА

- Какие знакомые схемы предлогов вы видите на верхней половине листа?

- Обратите внимание на доску.

- Я открою вам секрет: на каждой картинке спрятался предлог.

- Что вы видите на этой картинке? (мальчик выходит из-за дерева)

- какой предлог слышится в этом предложении? (ИЗ-ЗА) значит, соединяем эту картинку со схемой предлога ИЗ-ЗА. Посмотрите внимательно, подумайте, на какой картинке, какой предлог спрятался? соедините линией картинки и схемы предлогов. Вы поняли, как надо выполнить задание? Приступаем к работе.

- Миша, объясни, почему ты соединил эту картинку с этой схемой? (опросить 3-х детей) Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга. Никто не нашел ошибок?

Молодцы, ребята, все справились с заданием. (Собрать листочки) Кузя дарит вам сказку.

Присаживайтесь перед экраном.

Закрепление нового материала.

Послушайте сказку и постарайтесь услышать знакомые предлоги.

Сказка «Об одиноком волке».

Жил – был серый Волк, и не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волк на поляну – звери тут же прячутся: зайка – за куст, белка – за ветку, мышка – за холмик, бабочка и та улетает за дерево. Один раз Волк решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка вылетела из-за дерева. Они стали радоваться, играть. Понял Волк, кто виноват в его одиночестве.

- Кого боялись звери в лесу?

- Куда они прятались от него?

- Что придумал волк?

- Куда он спрятался?

- Что стали делать звери?

- Откуда они стали выходить?

- Ребята, а кто виноват в том, что волк одинок?

- Я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда встает у стола справа от меня, другая слева. Рассмотрите внимательно схемы предлогов. Обведите красным цветом схемы знакомых предлогов. А сейчас поменяем листы и команды проверят друг друга. Возвращаю вам задания. Встанем так, чтобы всем было видно.

Вопрос к команде справа:

- Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»?

- Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»?

Внезапно на экране появляется солнечный зайчик.

- К нам пришёл наш старый знакомый. Он тоже приготовил для вас задание.

- посмотрите это части чего-то целого. Кто-нибудь догадался, на что это похоже? Если вы будете работать дружно, то у вас получится целая картинка.

Итог занятия

- Расскажите солнечному зайчику, что у нас получилось?

(схема предлога «ИЗ-ЗА»)

- Что обозначает стрелка на схеме? (движение)

- В каких случаях мы пользуемся предлогом ИЗ-ЗА. (Если кто-то находится за чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог

«ИЗ – ЗА»).

- Какие знакомые предлоги помогли нам получить новый предлог?

- У нашего солнечного зайчика много друзей, и все они спрятались на картине. Солнечного зайчика возьмет тот, кто сегодня потрудился.

- Миша, ты трудился? Расскажи нам, как ты потрудился?

- Оля, а как ты сегодня потрудилась?

- Таня, а ты возьмешь себе солнечного зайчика, что у тебя получилось сегодня?

А Лена?

А еще я заметила, что Лена работала дружно, помогала другим ребятам.

Просмотров: 362
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Главный Редактор. Сценарий 8 марта для детей 4-5 лет - Домовенок Кузя
  • Филь Светлана Дмитриевна. Какой он, современный педагог?
  • Ирина Тоестева. Сценарий Нового Года 'Домовенок Кузя в гостях у ребят'
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Махмедова Светлана Владимировна Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Кузя ищет буквы»
  • Кузьмина Галина Александровна. Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте, ребята, назло непогодам, Обнимем планету своим хороводом!'
  • Бабинова Надежда Васильевна. Тематическое развлечение для воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 'Осенние приключения солнечного зайчика'
  • Фелорчук Юлия Валерьевна. Конспект по познавательному развитию. Тема: «Тайны солнечного зайчика»
  • Бужинская Ольга Владимировна. Родителям на заметку: в каких случаях надо обращаться за консультацией к логопеду.
  • Азарова Ирина Николаевна. Интегрированная образовательная деятельность по речевому развитию с использованием ИКТ и нетрадиционной техники рисования по теме: «Загадки Солнечного зайчика» для детей средней группы.
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Татьяна Соколик. Развлечение для детей раннего возраста совместно с родителями «Давайте любимым игрушкам своим праздник сегодня мы посвятим»
  • Валентина Николаевна Расторгуева. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • Главный Редактор. День знаний - сценарий урока на 1 сентября - Давайте смеяться - Давайте дружить
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Татьяна Викторовна Сорокина. Презентация 'Развивающие игры для детей дошкольного возраста 'Давайте поиграем!'
  • Наталия Лермонтова. Занятие для детей старшей группы «Давайте жить дружно»
  • Панфилова Екатерина Владимировна. Логопедическое занятие «Весёлый зонтик». Составление описательного рассказа по картинке с опорой на схемы
  • Карева Ольга Владимировна. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «У КОГО КАКОЙ ДОМ»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект итогового занятия для детей 4 – 5 лет 'Откуда берется плохое настроение?'
  • Бережнова Алина Эдуардовна. Консультация для родителей «Какой конструктор лучше?»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Баранникова Наталья Сергеевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе - 'Откуда к нам хлеб пришёл'
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы «Какой дом лучше?»
  • Пятикова Ирина Геннадьевна. Конспект занятия по подготовке к обучению элементам грамоты в подготовительной группе «Вот какой Рассеянный!»
  • Литвиненко Галина Алексеевна. Конспект занятия по художественно-творческой деятельности рисование в первой младшей группе (для детей с 2 до 3 лет) «Снежная полянка для зайчика»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь