МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 20» Разработчик: Шипунова Римма Раисовна, учитель-логопед
Программные задачи:
Обучающие
- Учить детей выделять в предложениях и употреблять предлог ИЗ-ЗА, уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлога «из-за».
- Закрепить умение анализировать предложение с предлогом, выкладывать его схему.
- Упражнять в выделении предлогов «за», «из-за» в тексте и составлении предложений с этими предлогами.
Развивающие
4. развивать навыки знаково-символической деятельности: умение замещать новый предлог в предложении знаковой схемой.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение умение ориентироваться в пространстве.
6. Развивать зрительное восприятие: составление из частей целого.
Воспитательные
7. Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в подгруппе.
Усложнение:
Оснащение:
Демонстрационный материал:
- Обстановка группы: длинные шторы, ширма, сундук, полый куб, ель, мягкие модули.
- Панно «солнечные зайчики»;
- Компьютерные технологии:
презентация «Поиграем с Кузей».
Раздаточный материал:
- Схемы предлогов и предложений
- Дидактическое упражнение «Собери предлог»
- Задания на листочках из рабочей тетради «Уроки грамматики»
Дидактическое упражнение «Найди спрятанный предлог»
Предварительная работа:
- Знакомство с предлогами «из» и «за»;
- Упражнения по выкладыванию схем предложений с предлогами «за» и «из»;
- Дидактическая игра «Найди предлог»;
Ход занятия:
Организационный момент
Педагог предлагает детям встать в круг.
- Ребята, какой замечательный день сегодня.
Ой, а я поймала солнечного зайчика.
имитирует игру с солнечным зайчиком:
Солнечный мой заинька
Прыгни на ладошку
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой! Как стало горячо!
- Лови, Таня, зайчика! Передай Ване
- Ваня, где твой солнечный зайчик? он у тебя на голове? Передай его дальше
Вика, откуда ты достала своего солнечного зайчика?
- А у Саши он где? … Рома, подбрось вверх зайчика.
Он и прыгал и резвился,
Он со всеми подружился,
Веселится и хохочет,
уходить домой не хочет.
- Пусть с нами остаётся. Он так любит играть.
1 часть:
-Я предлагаю вам поиграть в прятки. Посмотрите внимательно вокруг себя, задумайте, где вы спрячетесь… Готовы? … Я считаю до 5, а вы прячетесь:
Один, два, три, четыре, пять
Я иду детей искать!
Дети прячутся, педагог ищет их:
- Выходи, Таня, ты стоишь за шторой, садись на скамеечку. А Петя — за ширмой, присаживайся к Тане …выходи, Рома, ты прячешься в кубе, присядь.
По окончании игры педагог задает вопросы:
- Саша, за каким предметом ты прятался? Ответь пожалуйста полным предложением. (спросить ещё одного ребёнка)
Какое маленькое слово мы услышали в этом предложении? Я вам напомню – предлог «ЗА». Миша, в каких случаях мы говорим предлог «ЗА» (когда находимся за каким-то предметом).
Петя, найди пожалуйста схему предлога «ЗА». Выставляется схема предлога.
Затем педагог задаёт вопрос тому, кто был внутри:
-Откуда ты вышел? (из куба)
- А какой предлог мы слышим в этом предложении.
- Витя, напомни, в каких случаях мы говорим предлог «ИЗ» (когда мы были внутри чего-то и вышли оттуда). Найди схему предлога «ИЗ». Выставляется схема предлога.
- Что обозначает стрелка в схеме?
Обучение:
Педагог задаёт вопрос детям, которые прятались за предметом.
- Откуда ты вышел? (предполагаемые ответы детей – из ширмы)
- Разве ты был внутри ширмы?
Проблема: Так, как же надо сказать правильно? (спросить несколько детей)
Давайте вместе подумаем, как надо сказать правильно?
Костя, ты знаешь, как надо сказать?, А ты, Оля, знаешь?
А я вас сейчас научу.
- Если кто-то отвечает правильно — Дима вышел ИЗ-ЗА ширмы.
Проблема: Появилось новое слово ИЗ-ЗА.
Что оно обозначает?
Ваня, ты знаешь, что обозначает слово ИЗ-ЗА? А ты, Таня, знаешь?
- У нас Аркаша догадался, МОЛОДЕЦ! А я вас сейчас научу.
2 часть
Объяснение:
Я знаю, кто нам поможет. Давайте присядем и посмотрим на экран.
На экране появляется внутреннее убранство избы и домовенок Кузя.
Кто же здесь живет? Ребята, вы догадались?
Ой, он появился и исчез. Да он играет с нами в прятки. Где может спрятаться Кузя? (ответы детей)
-Где он спрятался? (за метлой) Надоело ему сидеть за метлой
- и зашел он … (за штору)
А по том он забрался … (за печку)
На экране появляется анимация в движении, где домовёнок прячется в печке, а потом за печкой.
- А сейчас откуда вышел Кузя? «Кузя вышел из печки»
- Где теперь он прячется? «Кузя спрятался за печкой»
- Откуда он вышел? …
Надо сказать: «Кузя вышел из-за печки»
Какое новое слово мы услышали? Появилось новое слово ИЗ-ЗА. Как оно появилось? Давайте посмотрим на экран.
На экране предлог «ИЗ» и «ЗА» соединяются и появляется символ предлога «ИЗ-ЗА». Ребята, что мы увидели? (предлоги соединились) Расшифровать детям значение схемы предлога «ИЗ-ЗА»:
- Если кто-то находится за чем-нибудь и движется (или выходит, как сказала Алина) оттуда, появляется предлог «ИЗ – ЗА».
-Что обозначает стрелка?
- Напомните, откуда вышел Кузя?
Педагог предлагает выложить схему предложения:
- Я предлагаю вам выложить схему этого предложения. Садитесь, пожалуйста, за столы.
«Кузя вышел из-за печки»
- Алина напомни, какой полоской мы обозначаем первое слово в предложении. Ребенок (высокий уровень) выходит к доске и выкладывает схему на доске)
- Ребята проверьте у вас такая схема?
- Дима, прочитай предложение по схеме. Какой предлог есть в этом предложении?
Педагог как бы случайно роняет схему предлога ИЗ-ЗА, а вставляет схему предлога ЗА. Просит детей прочитать предложение. Дети замечают ошибку, отмечают несуразицу.
- какой предлог здесь должен быть? Саша помоги мне, вставь нужный предлог.
- Если меняется предлог, то изменяется и смысл предложения.
Молодцы ребята, спасибо за помощь.
- Соберите пожалуйста всё в коробку, и не забывайте, что в каждой ячейке живёт свой знак.
На экране исчезает изображение домовенка.
- Куда исчез Кузя? (ответы детей)
- Он опять от нас спрятался, вот шалунишка, он играет с нами в прятки, давайте его поищем.
Динамическая пауза.
Игра в «Прятки» с Кузей.
Педагог предлагает детям заглянуть под стол, под стул.
- А я знаю, где он. Подходите все ко мне, будем его искать вместе. Чтобы он нас не услышал, мы пойдем на носках и тихо, я знаю, он за шторой. Его там нет, может кто-то шумел. Наверно он нас видит, давайте присядем как можно ниже и посмотрим в кубе. Не спугните… ой, нет его там.
Где же он может быть? Давайте три раза высоко подпрыгнем, может мы его увидим. Где еще мы не искали? А мы ещё за ширмой не смотрели …Дети находят конверт от Кузи и поясняют, откуда они его достали, акцентируя внимание на предлоге «ИЗ-ЗА».
- Кузя приготовил для вас задание. Давайте присядем за столы и внимательно рассмотрим.
3 часть
Упражнение в употреблении предлога ИЗ-ЗА
- Какие знакомые схемы предлогов вы видите на верхней половине листа?
- Обратите внимание на доску.
- Я открою вам секрет: на каждой картинке спрятался предлог.
- Что вы видите на этой картинке? (мальчик выходит из-за дерева)
- какой предлог слышится в этом предложении? (ИЗ-ЗА) значит, соединяем эту картинку со схемой предлога ИЗ-ЗА. Посмотрите внимательно, подумайте, на какой картинке, какой предлог спрятался? соедините линией картинки и схемы предлогов. Вы поняли, как надо выполнить задание? Приступаем к работе.
- Миша, объясни, почему ты соединил эту картинку с этой схемой? (опросить 3-х детей) Поменяйтесь листочками и проверьте друг у друга. Никто не нашел ошибок?
Молодцы, ребята, все справились с заданием. (Собрать листочки) Кузя дарит вам сказку.
Присаживайтесь перед экраном.
Закрепление нового материала.
Послушайте сказку и постарайтесь услышать знакомые предлоги.
Сказка «Об одиноком волке».
Жил – был серый Волк, и не было у него друзей: все звери его боялись. Выйдет Волк на поляну – звери тут же прячутся: зайка – за куст, белка – за ветку, мышка – за холмик, бабочка и та улетает за дерево. Один раз Волк решил сам спрятаться и посмотреть, что будет. Встал он за елку, притаился. И тут же зайка выскочил из-за куста, белка выпрыгнула из-за ветки, мышка вышла из-за холмика, даже бабочка вылетела из-за дерева. Они стали радоваться, играть. Понял Волк, кто виноват в его одиночестве.
- Кого боялись звери в лесу?
- Куда они прятались от него?
- Что придумал волк?
- Куда он спрятался?
- Что стали делать звери?
- Откуда они стали выходить?
- Ребята, а кто виноват в том, что волк одинок?
- Я предлагаю вам разделиться на две команды. Одна команда встает у стола справа от меня, другая слева. Рассмотрите внимательно схемы предлогов. Обведите красным цветом схемы знакомых предлогов. А сейчас поменяем листы и команды проверят друг друга. Возвращаю вам задания. Встанем так, чтобы всем было видно.
Вопрос к команде справа:
- Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»?
- Схему какого предлога вы обвели? в каком предложении вы слышали предлог «ЗА», «ИЗ-ЗА»?
Внезапно на экране появляется солнечный зайчик.
- К нам пришёл наш старый знакомый. Он тоже приготовил для вас задание.
- посмотрите это части чего-то целого. Кто-нибудь догадался, на что это похоже? Если вы будете работать дружно, то у вас получится целая картинка.
Итог занятия
- Расскажите солнечному зайчику, что у нас получилось?
(схема предлога «ИЗ-ЗА»)
- Что обозначает стрелка на схеме? (движение)
- В каких случаях мы пользуемся предлогом ИЗ-ЗА. (Если кто-то находится за чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог
«ИЗ – ЗА»).
- Какие знакомые предлоги помогли нам получить новый предлог?
- У нашего солнечного зайчика много друзей, и все они спрятались на картине. Солнечного зайчика возьмет тот, кто сегодня потрудился.
- Миша, ты трудился? Расскажи нам, как ты потрудился?
- Оля, а как ты сегодня потрудилась?
- Таня, а ты возьмешь себе солнечного зайчика, что у тебя получилось сегодня?
А Лена?
А еще я заметила, что Лена работала дружно, помогала другим ребятам.
|