Бужинская Ольга Владимировна. Родителям на заметку: в каких случаях надо обращаться за консультацией к логопеду.

Родителям на заметку: в каких случаях надо обращаться за консультацией к логопеду.

Учителя-логопеды часто сталкиваются с запущенными речевыми проблемами, когда для их устранения требуется длительное время. Как правило, к логопеду начинают обращаться в 5 – 6 лет. Бытует мнение не только среди родителей, но и среди педагогов и врачей, что все речевые нарушения до 5 лет не должны вызывать опасений. Безусловно, это глубокое заблуждение. Не все нарушения проходят сами собой. Позднее обращение к логопеду влечет за собой появление психологических проблем, трудности при овладении письмом и чтением, общении со взрослыми и сверстниками. Иногда помощь логопеда требуется уже в раннем возрасте.

 

В наш век информационных технологий, на просторах Интернета можно найти любую информацию. Советуем всем, у кого есть малыш, или тому, кто его только ожидает, найти календарь развития ребенка до года. Безусловно, каждый ребенок уникален и развитие его идет индивидуальными темпами, но общие каноны психомоторного развития все же существуют. Обратите внимание: если ваш малыш до года стойко отстает в развитии на 2 – 3 месяца – это повод для обращения к врачу – неврологу. Даже если вас будут убеждать в том, что не стоит паниковать, требуйте элементарного медицинского обследования. Осмотр навскидку, как правило, ничего не дает. И драгоценное время будет упущено. Все, даже самые тяжелые нарушения развития, наиболее легко поддаются коррекции и лечению в возрасте до 3 лет. Особенно внимательным надо быть тем родителям, у которых в роду отягощена наследственность, в период беременности были неблагоприятные для развития плода факторы, патология в родах и т.д. При выписке из роддома загляните в родовую выписку, которую вам дали врачи. Даже если в конце написано «здоровый доношенный ребенок», а выше что-нибудь типа ХФПН, ЗВУ, ВУИ, ХГП и т.д., это уже повод для наблюдения у невролога. Расшифровку этих не всем понятных терминов тоже можно найти в Интернете. Ребенок до года остро реагирует на любые инфекции. Высокая температура с судорогами – тоже повод для наблюдения у врача. Тяжелые инфекционные заболевания, неоднократное применение антибиотиков и других сильных лекарств, травмы, операции, наркоз – все это может спровоцировать задержку речевого развития.

Что же должно насторожить близкое окружение ребенка и послужить поводом для обращения к логопеду?

В 2 – 3 месяца ребенок все еще не реагирует на звук. Начиная с 7 – 8 месяцев не понимает обращённую к нему речь (не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где мама? Где мама?», не реагирует на своё имя), эмоционально не отзывается на улыбку взрослого, не отвечает на предложения поиграть, например, простые в «ладушки», потрясти игрушкой и т.д.

У ребенка в возрасте (до года) не появились гуление и лепет, звук типа «хххх», «кххх», «гыгы», «кха», «гуа», «агу», «агы» и т.п., затем повторяющихся слогов «диди», «кака», «мамама», «бабаба», «гиги», «бубу», «тата». Как правило, лепет проявляется в 2 – 3 месяца, а первые слоги в 7 – 8 месяцев.

В 1 год ребенок не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням», «ко-ко», «дядя» и даже не вокализирует гласными: «аааа», «ууууу», «ыыыыы».

В 2 года ребёнок не разговаривает. Еще сложнее, если не только не разговаривает, но еще и не понимает обращенную к нему речь. Например, не указывает на предмет по вашей просьбе, или приносит не тот, о котором вы просили. Должен насторожить и очень маленький словарный запас, наличие в речи только слов-заместителей: кошка (кот) «кис-кис», собака «гав», корова «му», молоко «мо», машина «би-би» и т.п.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи (в общении со взрослыми ребенок не объединяет 2-3 слова). «Дай пить», «пойдем гулять», «хочу на ручки» и другие простые фразы должны в норме появиться до 2,5 лет. Ребенок может искажать звуки, пропускать предлоги, не договаривать слова, но фраза все равно должна присутствовать.

Ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет. Причем, такую речь не понимают даже близкие ребенка.

Другая крайность: до 3 лет ребенок молчал, а затем стал активно говорить. Иногда поток речи такой бурный, что взрослому не удается вставить не одного слова. Родители радуются долгожданной речевой активности, но такой всплеск эмоций может негативно сказаться на общем развитии ребенка, его психологическом состоянии. Известны случаи, когда поздно и очень активно заговорившие дети начинали заикаться. Неокрепший мозг ребенка просто не справлялся с такой нагрузкой. Поэтому, если это произошло с вашим малышом, делайте все, чтобы не перегружать чадо, давать ему возможность полноценного сна и отдыха.

Ребенок не говорит простые звуки (с, сь, з, зь, в, вь, г, гь и т.д. или заменяет их другими. (Например, «К» заменяет на «Т»). Особенно должно насторожить, если звуков заместителей всего 2 – 3 на все произносимые ребенком звуки (Собака – тотата, кошка – додта, кукла — дудта, сок – дот, зубы – дубы…).

К 3 годам ребенок неправильно воспроизводит простые ритмы: неправильно ставит ударения даже в простых словах, не повторяет фразу из 2 – 3 слов, пропускает слоги, не договаривает слова или говорит только один слог из слова. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюноотделение). Во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает. Ребенок не может выполнить простые движения органами артикуляции: высунуть язык по просьбе взрослого, потянуть его то в правую сторону, то в левую, поднять вверх к небу или загнуть к подбородку и т.д. Возраст 3 лет – это тот возраст, когда уже можно сравнивать речь вашего ребенка с речью других детей. Вы слышите большую разницу или вас хоть что-то настораживает – идите на консультацию к логопеду.

После 3 лет продолжает упрощать большинство слов, не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж). Предложения типа: Ма, дем лять (мама идем гулять), мяу беш ми (кошка убежала от меня), дай ко (дай молоко), я шел дологе дом (я шла по дорожке домой), волона кай летить (ворона каркнула и улетела), кот кушали ибу (кот ел рыбу) и т.п. должны насторожить родителей. К 3 годам ребенок уже умеет применять предлоги, строить предложения, согласовывая слова. Допускаются аграмматизмы в сложных предложениях или при использовании малознакомой лексики.

К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например, не может правильно повторить: дом – том (дом – дом или том- том), сайка зайка (сайка – сайка), дуб – зуб (дуб – дуб), миска – мышка (миска – миска), люк – лук (люк – люк), та да та (та-та-та), мя – ма – мя (мя – мя – мя).

В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи (не выговаривает звуки или произносит их неверно). Исключение составляют звуки р, рь, л. Появиться в речи эти звуки могут в 5 – 5,5 лет. Но это не должно вызывать беспокойства только в том случае, если звуки р, рь, л вообще отсутствуют в речи или заменяются на сходные (р –л, рь – ль, л – ль или в). Если же начинает появляться горловой р (звук произносится на французский манер) или велярный (р звучит нечетко, с призвуком звука г) – надо начинать исправлять до того, как эти звуки закрепятся в речи. Чем дольше ребенок говорит неправильно, тем потом тяжелее исправлять.

Поводом для обращения за помощью должна стать ситуация, когда ребенок все понимает, а говорить не хочет, упрямится, не идет на вербальный контакт или проявляет агрессию при попытке с ним заговорить. За кажущимся упрямством или ленью могут скрываться сложные моторные или сенсорные нарушения, требующие ранней логокоррекции.

В возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд, многие звуки. Нарушены темп и ритм речи. Речь может быть как очень быстрой, так и очень медленной, тягучей.

В возрасте 4-5 лет все еще присутствует дефект смягчения и звуки произносятся мягко: лямьпя (лапма), коська (кошка), ябьякя (яблоко), тяйник (чайник), «сяпка» (шапка), сюська (щучка), зюк (жук). Причин этому несколько: от банального подражания кому-нибудь (обычно, более младшему члену семьи) и привлечения внимания до серьезного нарушения речи, именуемого дизартрией.

Ребенок старше 6-ти лет все еще не произносит правильно какие-то звуки, искажает слова со сложной слоговой структурой, продолжает неправильно строить предложения и т.д. То есть в этом возрасте, любые речевые нарушения – повод для обращения за помощью. К 6 годам у ребенка полностью сформирована фонетическая система языка, поэтому проблем быть не должно.

Срочно к логопеду и неврологу, если ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается, не может договорить фразу из 3 – 4 слов и делает дополнительный вдох, ставит повторяющийся гласный звук перед слова, чаще звук а: ааа стол, ааа тигр, ааа мышка, иии конь…

Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос или отвечает всегда односложно: да, нет, с трудом учит стихотворения или вообще их не воспроизводит, не может запомнить и пересказать небольшой рассказ, сказку даже при наводящих вопросах, пропускает предлоги, союзы, использует слова не в соответствии с их лексическим значением.

В преддверии школы заметны какие-либо трудности организационного характера, низкий уровень познавательной активности, быстрая утомляемость, слабая моторика рук, отсутствует уверенность в готовности ребенка к школе – то повод для обращения не только к логопеду, но и к детскому психологу.

В начальной школе следует обращать внимание на трудности при овладении письмом и чтением, особенно если в анамнезе присутствует хотя бы несколько нарушений, перечисленных выше.

Следует помнить: чем раньше начата коррекция, тем выше процент успешности в преодолении имеющихся нарушений. Умные, внимательные родители, не паникующие, а действующие в интересах ребенка, активно взаимодействующие с педагогами в дошкольном детстве, закладывают фундамент для формирования успешной и уверенной в себе личности в будущем.

Просмотров: 17
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Маматова Юлия Владимировна, Микова Анна Григорьевна. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушения слоговой структуры слова
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей на тему: «Ребенок идет в школу»
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Главный Редактор. Ребенок идет в школу
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Елена Казанова. Ликбез для родителей: готов ли ребенок к школе в 6, 5 лет?
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Елена Сергунина. Анкета для родителей 'Готов ли ребенок к детскому саду?'
  • Клюбина Инна Викторовна. Консультация для родителей Тема: «Готов ли ваш ребенок к школе?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Гусева Елена Николаевна. Ребенок не умеет играть……



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь