? Фонематическое восприятие — это способность различать звуки речи.
Как происходит формирование фонематической системы ребёнка?
Сначала для него это непонятный звуковой поток, потом в этом потоке он начинает различать звук [а], потом другие гласные, а затем согласные в определенном порядке.
Сначала формируется слуховое сосредоточение, слуховое внимание.
Параллельно с этим появляются и совершенствуются навыки различения интонации и темпа. Семантическое значение на этом этапе имеет именно интонация!
Дальше ребёнок учится различать ритмы. Он накапливает словарь, опираясь на контур слова и ритмический рисунок.
Начинается фонематический анализ. Но важно помнить, что даже при норме, в год, ребёнок, который уже способен различать определённые звуки, опирается, в первую очередь, на ритмико-интонационный рисунок слова и фразы.
Первая фонема, которую ребёнок учится отличать: А! На этом этапе для ребёнка существует чёткая классификация-звук А и все остальные.
Далее ребёнок учится различать у — и, а — э, у — э, о — и.
И, в последнюю очередь, различаются гласные у-о, и-э. ?
Когда ребёнок уверенно научился различать неречевые звуки, характеристики звучания (темп, интонация, тембр, интенсивность, продолжительность, прерывистость, ритм) и гласные звуки, он готов к различению согласных.
Н.Х. Швачкин описывает последовательность в книге «Возрастная психолингвистика», с небольшими своими пояснениями.
Итак, овладев всеми навыками, ребенок учится определять наличие или отсутствие согласных звуков слове, т.е. начинает понимать, что есть гласные, а есть и другие звуки.
Только потом ребёнок начинает различать согласные в следующей последовательности:
- различение сонорных- остальных звуков (шумных согласных) в первую очередь артикулируемых
- различение твердых-мягких
- различение сонорных между собой
- различение губных и язычных
- различение взрывных и щелевых
- различение переднеязычных и заднеязычных
- различение глухих и звонких согласных
- различение шипящих и свистящих
- различение звуков Р, РЬ, Л, ЛЬ
- различение двойных звуков ЙА ЙЕ, ЙЁ, ЙУ и звук Й. ?
? Например, для маленького ребёнка слова «крыша» и «крыса» могут звучать абсолютно одинаково.
Полное формирование фонематического восприятия происходит к 2 годам, но при речевых нарушениях для этого требуется целенаправленная работа специалистов.
? К 5 годам у ребёнка формируется способность к звуковому анализу и синтезу. Самые простые его формы формируются самостоятельно. Сложный анализ и синтез формируется при целенаправленной работе в школе.
? Рассмотрим простой анализ и синтез для того, чтобы вы могли проверить, насколько готов ребёнок к овладению чтением и в дальнейшем письмом.
1. Дифференциация слов. Ребёнок должен показать правильно слова на картинке, отличающиеся одним звуком.
- кит-кот
- крыса-крыша
- губы-зубы
- бочка-почка-дочка-точка
- суп-зуб
- мука-муха
2. Игра «Поймай звук». Взрослый произносит цепочку из разных звуков, ребёнок должен хлопнуть, когда услышит определенный звук.
3. Игра «Шлагбаум». Ребёнок преграждает путь автомобилю или поезду. Взрослый запускает машину, сопровождая каким-то звуком. Ребёнок либо пропускает машину, либо нет. ?Вторую и третью игру можно также использовать для дифференциации слов.
4. Определение наличия или отсутствия звука в слове. «Я произнесу слова, а ты скажи, в каком слове есть звук М».
5. «Назови слова, которые начинаются со звука П».
6. «Какое слово я произнёс: к, о, т?
|