Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна. Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дудкина Елена Викторовна Воспитатель
Николаева Галина Петровна Воспитатель
Димидова Алена Владимировна Учитель-дефектолог
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 53 г. Томск

В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей ОВЗ дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшим социализация ребенка

Социализация детей с ОВЗ требует специальной организации и комплексного сопровож-дения для социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы.

 

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.

Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образова-ния, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми спе-цифическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникаль-ный вклад в общий цикл психического развития.

Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дез-ориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско — родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Для этого был поиск новых подходов и методов в работе с семьей.

Совместная работа специалистов» (воспитатели, учитель – дефектолог, учитель — лого-пед, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, инструктор – ЛФК, музы-кальный руководитель) по реализации адаптированной образовательной программы обес-печивает психолого – педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей участниками образовательного процесса.

Поставив перед собой цель – разработать эффективную модель психологического со-провождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологиче-ского здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель – педагог».

В своей практической работе выделили направления по привлечению родителей психолога – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
  5. Расширение знаний родителей и педагогов ДОУ о различных вариантах эмоцио-нального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей до-школьников.
  6. Формирование навыков, умений правильного реагирования родителей на различ-ные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Используем активные формы и методы работы с родителями:

  • общение и групповые родительские собрания;
  • участие родителей в собраниях группы, детского сада посвященных вопросам се-мьи и детства;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей — детей;
  • совместная подготовка и проведение утренников, спортивных праздников; сопро-вождение детей родителями во время утренников, праздников.
  • выставка детских работ дети — родители;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум для родителей с детьми и родителями;
  • выполнением домашнего задания родителями с детьми;
  • проведение детско – родительских групп.
  • Такая форма работы, как проведение детско – родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.

Программа предусматривает несколько этапов работы:

  • выявление семей, нуждающихся в особой поддержке;
  • проведение серий занятий с использованием авторских игр с участием детей и ро-дителей;
  • анализ эффективности проведенных мероприятий с помощью ряда методик.

По завершению работы по программе получили следующие результаты:

  • дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, ме-нее эмоционально восприимчивы и не боятся новых видов деятельности;
  • у них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных си-лах;
  • у родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах, в различных творческих конкурсах со-вместно с детьми.

Кроме того, в нашем детском саду осуществляется поиск новых форм работы с родите-лями. Одной из таких форм стало проведении проведение акции «Цветик – семицветик». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Идею акции мы почерпну-ли в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».

В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик – семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребен-ка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» — недоумевают родители, когда им объясняют, правила проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение – это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.

Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия.

Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компе-тентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

На базе нашего ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка, который посещают родители и дети с диагнозом ДЦП. Для них организованы консультации специалистов, игры в сухом бассейне и с мягкими модулями, а так же различные виды гимнастик с ис-пользованием специальных тренажеров.

В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – роди-тель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологиче-ского здоровья ребенка.

Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд. — М., 1993.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2006.
  3. Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1. — М., 2005.
  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
  5. Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г. – 112с.
  6. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2009г.
  7. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2006г.
Просмотров: 571
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Марина Корнильева. Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Рогачева Елена Сергеевна. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ОТРАЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА!
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация психолога для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Алекинова Ольга Владимировна. Родительское собрание - семинар - практикум на тему: Как слушать ребенка для родителей подготовительной к школе группы
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь