Дудкина Елена Викторовна Воспитатель Николаева Галина Петровна Воспитатель Димидова Алена Владимировна Учитель-дефектолог МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 53 г. Томск
В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей ОВЗ дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшим социализация ребенка
Социализация детей с ОВЗ требует специальной организации и комплексного сопровож-дения для социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.
Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образова-ния, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми спе-цифическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникаль-ный вклад в общий цикл психического развития.
Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дез-ориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско — родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Для этого был поиск новых подходов и методов в работе с семьей.
Совместная работа специалистов» (воспитатели, учитель – дефектолог, учитель — лого-пед, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, инструктор – ЛФК, музы-кальный руководитель) по реализации адаптированной образовательной программы обес-печивает психолого – педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей участниками образовательного процесса.
Поставив перед собой цель – разработать эффективную модель психологического со-провождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологиче-ского здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель – педагог».
В своей практической работе выделили направления по привлечению родителей психолога – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:
- Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
- Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
- Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
- Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
- Расширение знаний родителей и педагогов ДОУ о различных вариантах эмоцио-нального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей до-школьников.
- Формирование навыков, умений правильного реагирования родителей на различ-ные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.
Используем активные формы и методы работы с родителями:
- общение и групповые родительские собрания;
- участие родителей в собраниях группы, детского сада посвященных вопросам се-мьи и детства;
- консультации;
- занятия с участием родителей — детей;
- совместная подготовка и проведение утренников, спортивных праздников; сопро-вождение детей родителями во время утренников, праздников.
- выставка детских работ дети — родители;
- беседы с детьми и родителями;
- семинар – практикум для родителей с детьми и родителями;
- выполнением домашнего задания родителями с детьми;
- проведение детско – родительских групп.
- Такая форма работы, как проведение детско – родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.
Программа предусматривает несколько этапов работы:
- выявление семей, нуждающихся в особой поддержке;
- проведение серий занятий с использованием авторских игр с участием детей и ро-дителей;
- анализ эффективности проведенных мероприятий с помощью ряда методик.
По завершению работы по программе получили следующие результаты:
- дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, ме-нее эмоционально восприимчивы и не боятся новых видов деятельности;
- у них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных си-лах;
- у родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах, в различных творческих конкурсах со-вместно с детьми.
Кроме того, в нашем детском саду осуществляется поиск новых форм работы с родите-лями. Одной из таких форм стало проведении проведение акции «Цветик – семицветик». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Идею акции мы почерпну-ли в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».
В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик – семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребен-ка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» — недоумевают родители, когда им объясняют, правила проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение – это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.
Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия.
Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компе-тентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
На базе нашего ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка, который посещают родители и дети с диагнозом ДЦП. Для них организованы консультации специалистов, игры в сухом бассейне и с мягкими модулями, а так же различные виды гимнастик с ис-пользованием специальных тренажеров.
В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – роди-тель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологиче-ского здоровья ребенка.
Литература:
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд. — М., 1993.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2006.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1. — М., 2005.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
- Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г. – 112с.
- Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2009г.
- Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2006г.
|