Пояснительная записка
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.
Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.
Скачать конспект
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.
Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.
Целью моей работы стало изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Исходя из цели, были определены задачи:
- развивать связную диалогическую речь;
- воспитывать желание и умение совместно играть;
- расширить и активизировать словарный запас детей 4-5 лет;
- закрепить навыки ведения диалога;
- разработать перспективный план проведения игр по возрастной группе;
- способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
- развить умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
Для решения поставленных задач, я определила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:
- участие воспитателя в игре (второстепенная роль);
- использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера);
- индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;
- внесение образных игрушек;
- прием параллельной игры;
- прием ролевой игры с продолжением;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;
- игра в телефон;
- обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;
- разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Прежде всего, моя работа была направлена на создание благоприятной комфортной атмосферы в группе: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, выстраивание партнерских отношений. Большое внимание было уделено обновлению и наполнению предметно — развивающей среды, оформлению игр, пособий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр в моей практике стали: «Магазин», «Семья», «Детский сад», Больница, Парикмахерская.
Работу я начала по следующим направлениям:
- изучение литературы
- работа над созданием развивающей среды
- занятия с детьми
- взаимодействие с родителями.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:
- Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации». -2-е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Дьяченко В.Ю. «Развитие речи: тематическое планирование занятий» Учитель, 2007.
- Пименова Т.М. «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013.
- Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
В течение года мною были подготовлены и проведены:
- Беседы с детьми о профессиях.
- Настольно-печатные игры ( «Что из чего сделано?», «Профессии»)
- Игры и упражнения на развитие речи
- Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр ( «Поликлиника», «Семья», «Театр», «Магазин», «Салон красоты», «Детский сад» и мн. др.).
- Составлены творческие рассказы, рассказы из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок ( «Что я видел на стройке», «Мой папа – шофер», «Парикмахер», «Моя мама (папа) врач») и т. п.
- Просмотрены видеофильмы по теме «Профессии взрослых людей».
- Было организовано чтение художественной литературы по теме «Профессии».
А также, несомненно, благодаря реализации проектов «Осень в лесу», «Вместе дружно мы играем», дети приобрели огромный опыт общения друг с другом, самостоятельного распределения ролей в игре, проявления в ней инициативы, что, в целом, поспособствовало их речевому развитию. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга на конец 2015-2016 учебного года по образовательной области «Речевое развитие», где высокий уровень развития составил 10%, средний 75%, а низкий – 15%, с которыми родители были ознакомлены на родительском собрании.
В течение года была проделана огромная работа с родителями воспитанников:
- Консультации ( «Формируем умение ребенка общаться», «Роль игры в жизни дошкольника», «Играем вместе с ребенком»). Родителям было предложено поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль), представлены речевые игры и упражнения, используемые в детском саду для формирования речи дошкольников.
- Тест-опрос для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка общительным?».
- Состоялось родительское собрание в конце 2015-2016 учебного года на тему «Развитие речи дошкольников», где я выступала с соответствующим теме докладом.
А также в течение всего года родители активно принимали участие в изготовлении различных атрибутов для сюжетно-ролевых игр (маски, костюмы, скатерти, сделанные совместно с детьми, поделки).
В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка — дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе дети постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.
|