Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с использованием методов моделирования «Волшебный мир сказок»
(группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)
Составила: Ефимик Н.Н., воспитатель г. Радужный, 2017 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка»
Программное содержание: учить детей составлению и использованию модели при пересказе сказок. Упражнять в составлении небольших историй. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
Предварительная работа. Чтение сказок, беседы по их содержанию.
Ход НОД:
Воспитатель (В): Ребята, нашу встречу я хочу начать с таких слов:
В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них.
- Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня?
Дети. О сказках
- Да, ребята, сегодня мы поговорим о сказках, вспомним хорошо знакомые и
попробуем сочинить новые сказки. Но сначала, давайте ответим, что такое сказка?
Ответы детей
В.: Да, ребята, сказка — это небольшая история, рассказ. Но рассказ не простой, в сказке всегда есть волшебство и нравственный урок. Давайте вспомним знакомые нам сказки, их названия и волшебство этих сказок.
1. Нет ни речки, ни пруда. Чтоб воды напиться. Очень вкусная вода В ямке от копытца.
- Какая это сказка?
Дети: сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
- Какое волшебство происходит в этой сказке?
Ответы детей
2. Хорошо, слушайте вторую загадку.
Появилась девочка В чашечке цветка. И была та девочка Не больше ноготка.
В ореховой скорлупке Та девочка спала И маленькую ласточку От холода спасла.
- Какая это сказка?
Дети: "Дюймовочка" Г. Х. Андерсен.
- Какое волшебство было в этой сказке?
Ответы детей
В.: Слушайте третью загадку.
Летела стрела И попала в болото. А в том болоте Поймал ее кто-то
Она распростилась С зеленою кожей. Вмиг сделалась сразу Красивой, пригожей.
- А сейчас о какой сказке идет речь?
Дети: Русская народная сказка "Царевна-лягушка".
- А какое волшебство случается в этой сказке?
Ответы детей
- А теперь задание потруднее. Какие сказки преподносят нам такой нравственный урок "Труд кормит, а лень портит"?
Дети: "Крошечка-хаврошечка", "Мороз Иванович", "Крылатый, мохнатый, да
масляный".
В.: Какие сказки дают такой нравственный урок "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"?
Дети: "Лиса и заяц", "Репка", "Зимовье", "Бременские музыканты", "Двенадцать
месяцев".
В.: Я знаю; что многие из вас любят сами придумывать сказки. Я хочу предложить вам придумать зимнюю сказку. А чтобы вам было легче, давайте превратимся на минутку в волшебника "Я все вижу". Раз-два-три. Превратились. Отправляемся в зимний лес. Раз-два-три!
(Вывешивается иллюстрация с зимним пейзажем).
В.: Как вы думаете, что увидел волшебник в зимнем лесу?
Дети: снег, зеленую ель, зверей, птиц.
- Правильно. Он увидел
- Снег белый, как…
- Искристый, как …
- Темно зеленую ель, как …
- Ствол у березы пестрый, как.....
- Хвост у волка серый, как......
- Глазки у ежика, как…
- Лапы у зайца, как…
- А теперь превратимся в волшебника "Я все только слышу". Что же он услышал в зимнем лесу в сильный мороз.
Дети: Скрип снега, потрескивание деревьев на морозе, завывание вьюги.
- Молодцы!
- Снег в лесу скрипит, как…
- Снежинки тихо падают, как…
- о., Вьюга завывает, как …
- Ветер свистит, как …
- Деревья от ветра поскрипывают, как......
- А теперь превратимся в волшебника "Я все только чувствую". Ребята, что
чувствовали бы ваши руки, лицо в зимнем лесу.
Дети: Холодный ветер, колючий мороз.
- Снег мягкий, как …
- Ветер колючий, как …
- Ветер холодный, как …
Кора у елки шершавая, как....
- А теперь давайте с вами вспомним, с каких слов обычно начинаются сказки.
Дети: "Жили-были... ", "В некотором царстве, в некотором государстве... ".
- А какими словами сказки заканчиваются?
Дети: "Вот и сказке конец, а кто слушал молодец", "Стали они в добре поживать и горя не знать".
В.: Сказки интересны тем, что в них используются сказочные слова. Например,
говорится не красивая девушка, а красная девушка; что беда не случилась, а
приключилась; не грустит, а тужит. Еще в сказках встречаются различные по характеру герои: добрые и злые. Но добро всегда торжествует над злом и заканчиваются все сказки хорошо. Я хочу чтобы каждый из вас придумал свою интересную зимнюю сказку, с различными героями но конец у всех сказок должен быть добрым.
(Дети придумывают сказки и рассказывают их).
В.: Ребята, все ваши сказки были интересными по содержанию, с различными героями, и они мне очень понравились.
- А сейчас, ребята, я расскажу вам свою сказку, а вы ее запишите, т. е. каждый
нарисует к ней свою подсказку.
(Воспитатель рассказывает сказку).
В.: Однажды девочка собрапасьна прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же зала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул: Мама! Мама! Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:
- Что случилось? Ты потерялся?
- Да, я потерял маму.
- А какая твоя мама? У нее пушистый рыжий хвостик?
- Нет, — горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:
- Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
- Нет, — продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно
нахмурилась и сказала:
- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине?
- Нет, — продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:
- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
- Нет же, — неожиданно рассмеялся малыш.
- Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами- и с длинными ушами.
- Да уж, — засмеялись все лесные мамы.
- А какая же твоя мама?
- Моя мама — самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
- Знаем, знаем, — загалдели лесные мамы.
- Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.
- Ребята, вы прослушали историю, а теперь подумайте, как можно изобразить ее
действия и героев.
(Дети составляют индивидуальные "подсказки" модели к этой сказке. Затем листочки собираются, выставляются на доски, и воспитатель разбирает, какие модели получились наиболее удачными и почему. По одной из моделей сказка пересказывается еще раз).
В.: Ребята, вы сегодня были молодцы! Когда придете домой, обязательно расскажите своим родителям, о чем мы с вами говорили. И еще вам домашнее задание: подготовьте рассказ о своей маме. Ведь если так произойдет, что вы потеряетесь, как олененок, вам нужно будет рассказать о ней.
|