- Слесарчук Вера Сергеевна
- Леонтьева Галина Степановна
Воспитатель МБДОУ детский сад "Антошка" №10 Кемеровская область, г. Таштагол
На протяжении уже многих лет активно разрабатываются вопросы использования рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений детей дошкольного возраста, что отражено в трудах Ф.Н. Блехер, 3.А. Михайловой, Л.Г. Петерсон, Е.Я. Фортунатовой, Л. К. Шлегер и др.).
В последние годы стало появляться большое количество различных тетрадей на печатной основе для дошкольников всех возрастов. Основными недостатками большинства этих тетрадей является их иллюстративный характер, т.е. соответствие наглядно-иллюстративному методу обучения, традиционно преобладавшему в дошкольном образовании. Учебная тетрадь, разработанная в соответствии с наглядно иллюстративным методом обучения, красиво выглядит, содержит яркие картинки, «привлекает глаз», но крайне нефункциональна. Особое место имеет рабочая тетрадь в проблемно-игровой технологии.
Скачать конспект
Современные проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников представляют собой технологии поисково-исследовательской деятельности математического содержания, развивающих логико-математических игр.
Цель проблемно-игровой технологии – развитие познавательно-творческих способностей дошкольников в логико-математической деятельности. Основными составляющими при этом являются – логические и математические игры, проблемные ситуации и вопросы, логико-математические сюжетные игры, экспериментирование и исследовательская деятельность, творческие задачи, вопросы и ситуации. Входящие в технологию игры носят яркий обучающий характер [2].
Организация проблемно-игровой технологии математического развития осуществлялся через использование в работе с детьми дошкольного возраста рабочих тетрадей.
Основная функция использования рабочих тетрадей заключается в активизации самостоятельного выполнения заданий математического содержания, упражнение в умениях, развитие логических операций детей дошкольного возраста [2].
На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (радел «Первые шаги в математику» З.А. Михайлова, Т.Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп «Математика – это интересно» (состав. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, Н.Н. Крутова, Л.Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программа (Т. И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова «Математическая тетрадь для дошкольников»; Е.В. Соловьева «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»)
Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).
Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т.п.), что соответствует возрастным возможностям.
В тетради представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.
Вместе с тем, в их использовании следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего, обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательный способ познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т.п. Использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятий только на основе их применения.
Использование рабочих тетрадей в процессе математического развития детей дошкольного возраста предполагает выполнение ряда требований к рабочей тетради математического содержания.
- материал рабочей тетради должен быть доступен по содержанию, осваиваемым детьми представлениям и форме
- соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т.п.)
- иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве
- содержать усложняющееся и последовательно представляемое математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»
- способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира.
Также желательно, чтобы рабочая тетрадь для дошкольников была:
- красочной
- содержала интересные задания, ориентированные на имеющиеся опыт детей
- предусматривала различные по содержанию, задаче (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т.п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).
При этом следует учитывать:
- необходимость выбора рабочей тетради исходя из целей и задач образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников
- соответствие возрасту детей
- возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий и т.п.).
Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинки и т.п.), что в достаточном количестве и соответствующего качества должно быть представлено в пользовании детям.
Применение рабочих тетрадей, как правило, в младшей группе дошкольной образовательной организации ограничено. Тетрадь рекомендуют разбирать на рабочие листы, которые выдаются детям по мере освоения материала. Учитывая ценность практических действий с предметами, опыт обследования объектов, важнее организация деятельности детей с предметными множествами.
В средней группе рекомендуют расшивать рабочие тетради на листы. Их хранение может быть обыграно – листы хранятся в подписанных (промаркированных картинкой) файлах в специально отведенном месте; дошкольникам сообщается, что им предстоит играть и заниматься с рабочими листами, сообщаются правила (аккуратно обращаться и т.п.).
В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей, их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания, определяют возможность более широкого использования рабочих тетрадей. Они могут применяться как на занятии, так и в совместной и индивидуальной деятельности.
Старшие дошкольники знают правила использования рабочей тетради, могут самостоятельно доставать и класть их в файлы или секции шкафа. В начале года следует пояснить цель их применения (чем дети будут заниматься; что они будет выполнять задания в тетради и т.п.), рассмотреть тетради, напомнить о правилах их использования, определить способы хранения.
Различные варианты рабочих тетрадей могут находиться в Центре математики (уголке). Они должны быть подобраны согласно возрасту детей.
Необходимо включать тетради с учетом разного уровня развития детей и освоения содержания, аналогичного характера, несколько экземпляров каждого вида. Так как рабочие тетради подразумевают выполнение заданий (закрашивание, дорисовывание), не следует создавать ситуаций, в которых дети выполняют задания в уже кем-то раскрашенной тетради.
Материалы, которые вызвали интерес у большей части детей группы, следует размножать в виде рабочих листов, заготовок. «Заполненные» листы и тетради могут выступать своеобразной подсказкой для других детей.
На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей:
- «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», З.А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) – тетради для разных возрастных групп ( «Математика – это интересно», сост.: З.А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева).
Рабочая тетрадь «Математика — это интересно» для занятий с детьми 2 — 3 лет в детском саду и дома, направлено на развитие обследовательских, практических умений детей, наблюдательности, сообразительности, без чего невозможен ни один вид познания. Двенадцать игровых сюжетов объединены близкой детям темой — «игрушки». Положительным является наличие вкладыша (разрезного материала) позволяет ребенку накладывать изображения предметов на картинки, передвигать их — то есть действовать с ним и, как с игрушками.
Также имеется рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. Иллюстрации качественные, цветные, картинки четкие, узнаваемые, но тусклые, с ярко выделяющимся черным контуром, отдельные предметы просто изображены на страничке без связи друг с другом.
В книге приведено 19 занятий. К каждому занятию есть по несколько наглядных картинок с заданиями. Что-то надо дорисовать, соединить, где-то закрасить, отметить. Герои и предметы на картинках все узнаваемые, нарисованы хорошо. Задания вполне понятны для восприятия трёхлетнего малыша.
Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет включает 15 заданий «Том и Джерри», «Мышиные истории», «Ежиные истории», «Три котенка», «Яблоки исчезли», «Тимошка-озорник», «Путешествие», «Новые приключния Тома и Джерри», «Красная шапочка», «Царевна-лягушка», «Элли и ее друзья», «Цветик-семицветик», «Обезьяний детский сад», «За грибами» и «Праздник». Формулировка заданий дается вначале книги, что позволяет ребенку полностью сосредоточиться на выполнении упражнений.
Задания разнообразные. Иллюстрации цветные и черно-белые.
Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста состоит из рабочей тетради и сборника текстов заданий: 12 занимательных игровых сюжетов с математическим содержанием. Выполняя задания, дети поупражняются в счете в пределах 100, определении правой и левой стороны, использовании модели, системы координат, в действиях по плану и инструкции и т. д.
Формулировка заданий дается вначале книги, что позволяет ребенку полностью сосредоточиться на выполнении упражнений.
Недостатком рабочей тетради является то, что все рисунки выполнены в черно-белом формате. При этом качество печати оставляет желать лучшего.
- «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина). Рабочая тетрадь «Раз ступенька, два ступенька» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и представляет собой цветную рабочую тетрадь с большим количеством разнообразных заданий. Здесь собраны математические и логические задания и есть задания по подготовке руки к письму.
В данную рабочую тетрадь вошли следующие общеразвивающие задания и математические задачки:
- счет до 5, сложение и вычитание
- сравнение: больше-меньше, равно-не равно
- расположение в пространстве: впереди-сзади, внутри-снаружи, между-посередине, справа-слева, на-над-под
- изучаются такие понятия, как: прямая, кривая, ломаная линия, точка, угол, замкнутая-незамкнутая линия, отрезок, луч.
В отличии от Игралочки, не предлагается разрезать книгу на листочки. Одно занятие — один разворот.
- Соловьева Е.В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста». Рабочая тетрадь позволит сформировать у ребенка представление о числах первого десятка, познакомит с цифрами и геометрическими фигурами. Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.
Картинки красочные, четкие. Задания представлены непосредственно под картинкой к нему. В ходе занятий ребенку предлагают совершать следующие действия: соедини, обведи, напиши, раскрась, нарисуй ответь, придумай, назови, скажи, вырежи, наклей.
Проблемно-игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста в основу положили активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста проблемно-игровых технологий обуславливает использование большого количества наглядного материала, который должен отвечать требованиям возраста детей, их индивидуальным особенностям. С этой целью могут быть использованы рабочие тетради.
Используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира, ценность действий с предметами. Использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.
|