Подготовила: Пашкова Н.Е. МБДОУ детский сад №123 Старшая группа 2015 г.
Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складываться элементы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения, они более легко распоряжаются своими знаниями.
Тема «Величина» является наиболее благоприятной для включения дошкольников в экспериментальную деятельность. К тому же, именно экспериментирование позволит детям освоить на практике закон сохранения количества или величины объектов при изменении их формы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ в изучении темы «Величина»
Первым этапом является подготовка детей к проведению экспериментирования в рамках изучения темы «Величина». С этой целью предлагаются задания для усвоения терминологии. Для выполнения заданий дети чаще выполняют мысленное экспериментирование.
Например, детям предлагается набор карточек, геометрических фигур, предметов разного размера, формы и фактуры и предлагается ряд вопросов и задания практического характера. Например:
- Покажи толщину книги.
- Проведи пальцем по длине нарисованной дороги.
- Раскрась бант красным цветом у самой высокой девочки.
- Сравни между собой матрешек.
- Выбери все предметы такого же размера, как этот мяч;
- Для соотношения части и целого детям предлагается назвать часть от целого, которое будет меньше по размеру, например, стол – ножка, двери – замок, окно – форточка, картина – рамка, машина – колесо, сумка – ремень, сапоги – шнурки, телевизор – антенна и тому подобное.
На втором этапе изучения темы Величина необходимо сформовать у детей умения выполнять измерение разных параметров предмета, сравнивать предметы путем экспериментирования.
При определении разных параметров дети старшей группы учатся измерению с помощью условной мерки. Поскольку измерение – новый и достаточно сложный вид математической деятельности, следует в обучении соблюдать определенную поэтапность.
- Обучаем производить измерения одновременно несколькими одинаковыми мерками, в результате чего у детей формируется представление о том, что такое мерка, зачем надо измерять. Условными мерками могут быть кубики, бруски, полоски, ленточки (для измерения длины), а также стаканчики, чашки, ложки и другая посуда (для измерения объема жидких и сыпучих веществ). Меры и измеряемый предмет готовятся заранее так, чтобы условная мерка помещалась в измеряемом предмете определенное количество раз без остатка. Дети выполняют лишь отмеривание, наложение (заполнение) мерок, а потом подсчитывали их.
- обучения измерение осуществляется одной меркой, но при этом ребенок имеет возможность зафиксировать каждую мерку отдельно. Например, измеряя сыпучие вещества, ребенок каждую мерку высыпает в отдельную кучку, измеряя жидкости, переливает каждую мерку в какую-нибудь отдельную посуду (одну мерку – в баночку, другую – в ведро). При выполнении линейных измерений каждая мерка фиксируется черточкой на самом предмете. Однако и на этом этапе ребенок сначала только измеряет, откладывает мерки. Выполнив эту операцию, он переходит к другой – считает количество измерений. При этом возможны типичные ошибки, которые можно заблаговременно предусмотреть и избежать. Так, во время линейного измерения дети считают не количество измерений, а количество черточек, что приводит к неправильному результату.
- детей учат измерять величины одной условной меркой, при этом количество измерений фиксируют фишкой (маленьким предметом). После измерения ребенок считает фишки и получает результат. Ошибки детей на этом этапе чаще всего возникают тогда, когда ребенок насыпает (наливает) меру и ставит фишку, а потом высыпает (выливает) и ставит еще одну фишку. Чтобы предупредить эту ошибку, воспитатель подчеркивает, что ставить фишку нужно только после того, как высыпали (вылили) меру.
- это одновременное выполнение двух видов деятельности – счета и измерения. Дети откладывают мерки и сразу называют число. Это тот уровень развития, к которому их надо подвести.
В процессе решения разнообразных заданий следует придерживаться определенной последовательности в организации детского экспериментирования. Рассмотрим это на конкретном примере.
1. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Дети, посмотрите. Сегодня у нас на обед будет каша. Как вы считаете, сколько у нас каши?
Дети: Килограмм. Пять килограммов. Много. Кастрюля.
Воспитатель: Как вы считаете, чем можно измерять количество каши.
Дети: Стаканом, ложкой, банкой.
2. Определение цели.
Воспитатель: Как вы считаете, чем нужно измерять, чтобы получить наибольшее количество мерок: стаканом, банкой или ложкой.
3. Выдвижение гипотез.
Дети и воспитатель делают предположение: чем меньше условная мерка, тем больше раз она будет вмешиваться в измерительный предмет (вещество).
4. Проверка предположения.
Деть самостоятельно или под руководством воспитателя измеряют кашу и определяют количество разных условных мерок: 8 ложек, 2 стаканчика, 1 баночка.
5. Если предположение подтвердилось: формулировка выводов (как вышло).
Воспитатель вместе с детьми подводит итог: предположение подтвердилось.
Третий этап изучения темы величины:
Цель – усвоение детьми закона сохранения количества предмета не в зависимости от его расположения и формы (работа с предметами, разными веществами, карточками).
Приведем пример нескольких заданий выполненных с детьми в процессе работы.
- Детям предлагалось взять два листа бумаги. Первый оставить без изменений, а со вторым выполнить ряд практических действий: сложить несколько раз пополам. Сравни два листа бумаги по размеру. Из какой бумаги можно вырезать больше квадратов? Почему ты так считаешь? Дальше дети проверяют свои варианты на практике.
- Детям предлагаются две одинаковых ленты. Одну из лент сложим пополам, а другую втрое. Предлагаем детям определить, изменилась ли длина самой ленты? Какая длиннее? Что нужно сделать, чтобы определить длину ленты?
- Детям предлагаются два одинаковых стакана с водой (вода на одном уровне). Воспитатель сначала сравнивает с детьми объем стаканов (одинаковые) и уровень воды в них (одинаковый). После этого воспитатель поднимает один из стаканов и ставит его на книгу, так, чтобы уровень воды казался детям выше. Дальше предлагает детям определить, в каком стакане воды больше. Что нужно сделать, что это определить?
- Два разных сосуда с крупой. Нужно узнать, в каком сосуде находится больше крупы.
- На столе находятся разные предметы в разной отдаленности один от другого. Нужно установить, что находится ближе к карандашу. Дальше воспитатель предлагает перенести один предмет таким образом, чтобы ручка стала ближе к карандашу, но дальше от книги? (Нужно перенести ручку).
- Установление длительности разных действий. Детям предлагаются карточки с изображением разных заданий (практические действий): вырезка круга, рисование солнышка, мытье рук и тому подобное. Детям предлагают установить, какое из действий требует больше всего (менее всего) времени. Дальше дети проверяют на практике.
ВЫВОД:
Использование элементарных опытов на занятиях по математике показывает, что новизна умственной задачи, наглядного материала, его занимательность и наличие проблемной ситуации положительно влияет на развитие мышления детей и их интеллектуальных способностей и на формирование положительного интереса к математике, что очень важно для будущих первоклассников.
|