Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 4 «Золотой ключик»
Цель занятия: знакомство с разнообразием мира насекомых, развитие речи и моторики воспитанников подготовительной группы на материале познавательной/ лексической темы «Насекомые» с использованием игровой деятельности.
Задачи:
- развитие фонетической стороны речи, фонематического восприятия;
- пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматической стороны речи;
- развитие фразовой речи, использования в речи простых и сложных предложений;
- развитие общей и мелкой моторики, пространственного восприятия;
- развитие слухового и речевого внимания, памяти;
- закрепление знаний, умений и навыков звукового и слогового анализа;
- формирование понятия о насекомых, их особенностях;
- развитие интонационной стороны речи;
- воспитание умения дружить и бережно относиться к окружающей природе;
Оборудование: тематический набор картинок «Насекомые», набор разрезных картинок с изображением насекомых, два больших цветка, синий и красный (для подвижных игр), бумажные ободки для «пчёлок», карточки с буквами, оборудование для музыкального сопровождения занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Злые ветры налетают, И метели заметают, И трескучий мороз Заморозил нас до слёз.
-Смотрите, мы с вами пришли на зимнюю полянку. Здесь холодно и морозно. А вы хотите попасть на летнюю полянку?
(Анимационная полянка без насекомых)
Посмотрите, сколько здесь много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.
А вот и матушка — природа нас встречает. Может она объяснит, что случилось.
Матушка-природа:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо отгадать загадки и рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. Ведь зимой насекомых не бывает.
Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.
Воспитатель:
А прежде, чем заселить полянку насекомыми, скажите: от какого слова произошло понятие «насекомые»?
Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Вот откуда появилось понятие «насекомые» — от слова «насекать».
Матушка- природа прислала нам открытки с загадками. И первая наша загадка:
На ромашку у ворот Приземлился вертолёт, Серебристые глаза, Кто же это? … (Стрекоза)
С ветки – на тропинку, с травки – на былинку Прыгает пружинка, зелёная спинка.
(Кузнечик)
Летом целый день летает, Вам надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет.
(Муха)
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Какое среди названных насекомых считается вредным насекомым. (Муха)
Почему муха считается вредным насекомым? (Она переносит на лапках грязь и вредные микробы.)
Воспитатель:
А следующее наше задание находится в конвертах. В них лежат разрезные картинки с нарисованными насекомыми. Ребята, вам нужно собрать картинки, назвать насекомых. Названия насекомых мы должны разделить на слоги. И ещё вы мне скажете, на какой звук начинается название собранного насекомого и на какой звук оно заканчивается.
Дидактическая игра «Собери насекомое».
(Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением насекомых: комара, стрекозы, шмеля. Называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой и звуковой анализ названий насекомых.)
Ребята, другие насекомые ждут нашей помощи. И следующая загадка:
Всех жучков она милей, Спинка алая на ней, А на ней кружочки, Чёрненькие точки.
(Божья коровка)
А про божью коровку мы знаем с вами песенку. И я предлагаю вам ее спеть. (Дети исполняют песню)
Матушка природа: Молодцы, хорошая песенка. А теперь я хочу загадать вам загадку:
Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Воспитатель:
Как питается бабочка? (Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботком.)
Я предлагаю вам повеселиться вместе с нашей бабочкой.
Дидактическая игра «Весёлые бабочки».
Смотрите, какие шапочки приготовила нам Матушка-природа. Это волшебные шапочки. Надев их на голову, мы превратимся в бабочек, которые знают буквы.
Я знаю, вы все знаете буквы и умеете читать. А какие бывают буквы! (Дети надевают шапочки на голову, берут буквы). Сейчас мы будем веселиться на нашей полянке пол веселую музыку. Но как только я закончу строчку словами «да с цветком не ошибись!», вы должны будете прилететь или к синему цветку, или к красному. Как вы думаете кто должен прилететь к красному цветку! К синему!
«Солнце утром лишь проснется Бабочка кружится, вьется. Над цветком порхает Нектар собирает.
Вдруг опасность – берегись! Да с цветком не ошибись!»
(На полу лежат два больших цветка: синий и красный. «Пчёлки» с гласными буквами должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.)
Воспитатель:
Какое насекомое появится на нашей полянке следующим?
Он работник настоящий, Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
-Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Муравьи — полезные насекомые. Они уничтожают большое количество вредных насекомых.)
Наш муравьишка вам предлагает отправиться вместе с ним в путешествие.
Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)
От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшно и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки, раскачиваем их вверх – вниз.
Да-да-да!
Муравьишку домой принесли,
Да-да-да!
Воспитатель:
Готовы продолжать? Не устали? Тогда слушаем следующую загадку:
Сок цветов душистых пьёт
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её… (пчела).
Не появляется пчелка на нашей полянке. Не хочет Зима ее отпускать. Я предлагаю вам составить рассказ о пчеле, и если Зиме понравиться наш рассказ, то она обязательно отпустит ее.
Составление рассказа с опорой на схему
(Беседа по предметной картинке и схеме.)
Воспитатель:
-А помогать нам будет схема (карточка – помощница), на которой значками обозначено, о чем нужно рассказывать. Давайте на нее посмотрим.
Пчела-это кто?
Какая пчела? (Маленькая, полосатая)
Назовите части тела пчелы.
Какой звук издает она при полете?
Чем питается?
Как передвигается?
Где живет пчела?
Как зимует?
Пользу или вред приносит природе?
Какую пользу или вред приносит человеку?
Примерный образец
Пчела — это насекомое. Она маленькая, полосатая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.
Рассказы детей.
Воспитатель:
-Пчелка прилетела нашу полянку. Зиме понравился наш рассказ.
Продуктивная деятельность:
Пчелка садиться на цветок.
-Ребята, что необычного вы заметили в нашем цветке? (Нет лепестков). Давайте мы сделаем их из бумаги. (Ребята делают лепестки способом оригами.)
Словесная игра с использованием технологии ТРИЗ «Хорошо — плохо»)
Воспитатель:
-Дети, насекомых на земле много или мало. Множество разных насекомых — это хорошо или плохо?
Хорошо: много еды для животных, птиц, рыб, можно наблюдать, красиво, если много червей, например, земля будет хорошо взрыхлена, опыляют растения.
Плохо: большое количество сельскохозяйтвенных насекомых могут уничтожить урожай (колорадский жук, тля). Много комаров мешают отдыхать на природе. Некоторые насекомые являются разносчиками болезней.
-Сделайте вывод. Ребята, а что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?
(Дети приходят к выводу о том, что если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные: одни не могут существовать без других. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить и охранять.)
Воспитатель:
-Мы сумели помочь насекомым. А что мы для этого сделали? Вы запомнили от какого слова появилось понятие «насекомые»? мы с.мы
Воспитатель предлагает детям аутотренинг:
Я лежу в траве. Трава мягкая и шелковистая. Я вдыхаю прекрасный аромат цветов и трав. Я слышу стрекот кузнечиков, шуршание жучков. Мне хорошо, спокойно. Но вот подул ветерок, я чувствую, как набираюсь сил, бодрости. Я открываю глаза. Мне хорошо и весело.
Мы и пели, и играли,
Насекомых возвращали.
Вам они подарят, детки,
Очень вкусные конфетки!
Матушка природа:
Большое вам спасибо ребята. Вы очень смелые и умные. Все вместе мы освободили насекомых из плена коварной и холодной Зимы. В природе нет нечего не нужного. И насекомые хотя и очень маленькие, они приносят свою пользу. Давайте дадим себе слово, не обежать шестиногих малышей.
Скажем дружно: «Эй, полянка раз, два, три в детский сад нас возврати».
|