Цель: дать возможность детям при помощи взрослого узнать о насекомых: особенностях их строения, среды обитания.
Задачи:
- Закреплять знания о многообразии мира насекомых;
- развивать ВПФ и познавательную активность детей через экспериментальную деятельность;
- активизировать развитие общей и мелкой моторики;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Оснащение: картинки с изображением насекомых, пазлы с изображением насекомых, игрушки насекомых, манка, рукавицы, мультимедийная презентация.
Ход НОД:
I. Введение в ситуацию.
- Ребята какие вы все красивые. Подойдите ко мне, возьмитесь за руки и встаньте в круг, опустите руки.
- Скажите какое время года за окном?
- Да, всё вокруг радуется, цветёт, давайте с вами потянемся к солнышку, вдохнём весенний аромат воздуха вместе с весёлым настроением и выдохнем зимнюю прохладу. (2-3 раза)
- Вот теперь мы стали бодрыми, энергичными? Так и в природе всё просыпается и оживает.
II. Актуализация знаний:
Сейчас я вам загадаю загадки, о самых маленьких существах на Земле. А если вы отгадаете верно, то отгадка появится перед вами. (Презентация)
Загадки:
Первая загадка.
- Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Вторая загадка.
На цветок она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала,
Беспокойная … (Пчела)
Следующая загадка.
Листья ест, деревья точит,
Слышен нам жужжащий звук -
То летит обедать … (Жук)
И последняя.
И над нами он кружит
Берегись и млад и стар:
Кровь у всех сосёт … (комар)
- Бабочка, комар, жук, пчела – как назовём общим словом?
- Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране насекомых. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом. Тело каждого насекомого можно разделить на три части: голова, грудь и брюшко. (Слайды) Обычно у них две пары крыльев, хотя у мух, например, только одна. Насекомые очень маленькие и беззащитные, а их окраска помогает им спрятаться от врагов.
III. Открытие новых знаний:
Насекомые Кавказского Заповедника. (Слайды)
Разнообразен мир насекомых, которые могут встретится вам на Кавказе. Бабочки из которых самыми красивыми можно считать траурницу, адмирала, парусника и крапивницу порхают с цветка на цветок. Ближе к вечеру появляются бражники. Они, как колибри, зависают над цветком и через длинный хоботок пьют закатный нектар.
Часто на голых ветках можно разглядеть замершего богомола. Он может быть сантиметров 10 длиной. Застыв в молитвенной позе, этот охотник ждет, когда мимо пролетит неосторожная муха, и тогда молниеносно хватает ее и тут же ест.
Д/и «Кто спрятался» (Слайды)
- А сейчас я вам, предлагаю отыскать насекомых вот на этой поляне.
- Кого из насекомых вам удалось увидеть?
- В природе насекомых очень трудно увидеть, я предлагаю вам увеличить муравья и кузнечика, чтобы лучше рассмотреть каждого из них, хотите?
Д/и «Собери целое из частей»
- В моей волшебной коробочке собраны части целой картинки. Возьмите каждый по детали, те у кого деталь красного цвета, подойдёт к этому столу, те у кого деталь синего цвета, подойдёт к этому столу. Соедините детали между собой на столе.
- Дети, подойдём к этому столу. Кто это? У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: Голова, грудка, брюшко. Вот так выглядит муравей
-А теперь пойдём к другому столу.
- А здесь кто?
- В отличии от муравья у кузнечика очень длинные усики и мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается, его даже называют «Чемпион по прыжкам». Как и у всех насекомых, кроме паука, у кузнечика 6 ног. Ребята, а кто из вас знает, где у кузнечика уши?
- Нет, представьте себе – на ногах.
- Вот какое удивительное насекомое, кузнечик.
- Не менее удивительное насекомое – паук. В отличии от других насекомых, у паука 8 ног. Давайте возьмёмся за руки и сделаем большого паука.
Физ. Минутка «Паучок»
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок:
Если муха прилетит,
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей побежит.
Д/и «Кто под цветком?»
- Насекомых можно найти повсюду: в траве, на цветах, в расщелинах, под листьями. Я сейчас возьму палочку, сделаю шаг назад, обеими руками накручу ленту на неё и увижу, кто там спрятался (Слайды)
- У меня паук, возьмите палочку, отойдите на шаг назад, посмотрите кто же спрятался под цветами.
- Кто у тебя? (ответы детей)
- Ребята посадите их на эти цветы вместе с листочками, а мы с вами сядем на другие и послушаем сказку.
Рассказывание сказки
Сказка о бабочке.
Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично.
Попросила Весна красное Солнышко:
- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками.
Первыми явились бабочки и сказали:
- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.
- Хорошо, — ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Бабочку-траурницу убрала в наряд из чёрного
бархата с белой кружевной каймой. А вот весёлая бабочка-крапивница выбрала себе пёстренькое платье, красновато-рыжее с тёмными и голубыми крапинками.
Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.
- Вот такая сказка.
Вам понравилась сказка?
- И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор на крылышках имеет зеркальное отражение – правое крылышко такое же как левое,. Ноги и тело бабочки, как и многих насекомых покрыто волосками, которые помогают им опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы. (работа с лабораторией «Насекомые»)
- А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить пыльцу?
- Я предлагаю провести эксперимент и убедиться…?
IV. Введение нового знания в систему знаний:
Эксперимент
- У меня есть волшебные рукавички, надев которые мы превратимся в бабочек, надевайте.
- У меня тоже 2 рукавички: одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых.
- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички.
- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
- Почему именно к синей рукавичке прилипла манка?
- Вот для чего насекомые покрыты ворсинками.
-В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
V. Итог.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?
- А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли мои задания.
-Молодцы, спасибо вам большое!
|