Авторы: Малкерова Ю.П., учитель-логопед; Пастухова Н.Г, воспитатель.
Цель: в занимательной игровой форме закрепить и обобщить полученные знания.
Расширить и систематизировать знания детей о некоторых особенностях жизни насекомых: чем они питаются, где и как живут, какую пользу или вред приносят людям, о некоторых их защитных свойствах, об отношении человека к насекомым. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе.
Задачи:
Скачать конспект
Образовательные:
- В увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по теме насекомые.
- Обобщать, пополнять, активизировать словарь детей.
- Пополнять литературный багаж загадками.
- Добиваться положительной мотивации при выполнении заданий.
- Учить соотносить речь с координацией движений.
Коррекционно — развивающие:
- Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать произвольное внимание, память, мышление.
- Совершенствовать фонематический слух и восприятие.
- Совершенствование интонационной выразительности речи на материале скороговорок.
- Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества на занятии.
- Создавать положительный эмоциональный фон.
- Воспитание правильного темпа и ритма речи.
- Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
- Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: иллюстрации насекомых, компьютерная презентация.
Предварительная работа: Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по составлению рассказа о любимом насекомом.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети заходят в зал под музыку «Звуки летнего луга».
Воспитатель:
Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом.
Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем (шагают).
Преодолеваем кочки (прыгают с кочки на кочку),
Корявые пенечки (идут, высоко поднимая колени),
Все преграды мы прошли и на поляну пришли.
Воспитатель: Как много звуков мы можем услышать на летней полянке. Закройте глаза и послушайте музыку. Ребята, что вы услышали?
Ответы детей.
2. Чтение стихотворения
Воспитатель:
Семен и Настя, вы готовы рассказать свое стихотворение о тех, кого мы можем встретить на лугу?
На лугу трещит кузнечик, В небе бабочка парит, На цветке мохнатый, громкий, Полосатый шмель жужжит.
Насекомые летают, Скачут, ползают, парят, Красотой нас удивляют, Пользу так же принося!
(Леонов В.)
3. Отгадывание загадки
Воспитатель: Кто это к нам стучится?
Логопед (в роли божьей коровки):
Я сегодня именинница. Услышала красивую музыку и залетела к вам в гости.
Воспитатель: Замечательно, а мы как раз готовы тебе рассказать стихи и поиграть с тобой. Сейчас свой стих нам расскажет Алёша.
Божья коровка
Божья коровка — полезный жучок, В черный горох у нее пиджачок. С тлей расправляется быстро и ловко, Лечит растения божья коровка.
(Коваль Т.)
Воспитатель: Какое чудесное стихотворение! Молодец Алеша!
Логопед (в роли божьей коровки):
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадаете, кто ко мне вечером придет на чаепитие.
Тихо всё вокруг ни звука. Вон летит спокойно муха. Вдруг «ожил» листок травы, Кто там спрятался, скажи?
Ответ: Богомол.
Воспитатель: Об этом насекомом нам желает рассказать Семен.
Ребенок рассказывает о богомоле.
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний?» с использованием слайдов.
Логопед (в роли божьей коровки):
Кто же еще ко мне придет на день рождения?
Слушайте внимательно! Как Оса он полосатый, Бархатистый и мохнатый. От цветка к цветку летает,
Нектар сладкий собирает. Всю цветочную пыльцу, В норку носит за версту. Любит он душистый хмель...
Как зовут его все?... Шмель
Воспитатель: О жизни шмеля нам расскажет Таня.
Ребенок рассказывает о шмеле.
5. Дидактическая игра «Угадай по тени» с использованием слайдов.
Логопед (в роли божьей коровки):
Кого же еще я жду в гости?
Толстая, зелёная,
Может быть пушистой,
Может быть рифлёною,
Или золотистой.
Ползает по веточке,
Объедает листья,
И легко на ниточке
Может вниз спуститься? Гусеница
Логопед: Посмотрите внимательно и скажите, почему грустно этим гусеницам?
Ответы детей.
Логопед: Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь.
Логопед: Давайте все вместе проговорим скороговорку медленно и с грустной интонацией «Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь».
6. Развитие фонематического слуха
Логопед: Ребята, а божья коровка хочет проверить, справитесь ли Вы с ее заданием. Надо положить кружок на ту картинку, которая будет соответствовать тому слову, которое она назовет: грусть, груздь, грусть, грусть, груздь, груздь…
7. Слова-признаки (игра с кольцебросом).
Воспитатель: Ребята, а за деревом, по-моему, кто-то спрятался? Да это же гусеница! Ей очень грустно, потому что она хочет стать бабочкой. Давайте поможем гусенице. Чтобы ей быстрее превратиться в куколку, а затем в бабочку, ей надо услышать много красивых слов – признаков. Какая она будет бабочка? (восхитительная, прекрасная, легкая, воздушная…). Отвечаем полным предложением: Гусеница, будь прекрасной бабочкой.
8. Отгадывание загадки
Логопед: послушайте загадку про следующего гостя, который прилетит ко мне на именины
Необычные цветы
Я нашел среди листвы.
Не дотронуться рукой –
Улетит цветочек мойЯркие как лампочки,
Порхают в небе … Бабочки
Воспитатель: Сегодня Настя нам расскажет про бабочку-капустницу.
Ребенок рассказывает о бабочке.
Воспитатель: А Полина приготовила нам стихотворение о бабочке и сейчас она его расскажет.
Бабочка на пальчик села
Я поймать ее хотела,
Хвать я бабочку рукой,
А поймала пальчик свой.
9. Дидактическая игра «Угадай, с кем дружу»
Логопед: посмотрите, сколько бабочек у нас в гостях!!! Они тоже хотят загадать Вам загадки. Будьте внимательными.
Первая бабочка, говорит: я не дружу с зелеными насекомыми. С кем же она дружит? (выставляется три картинки: кузнечик, шмель, богомол).
Вторая бабочка: я не дружу с хищными насекомыми. С кем она дружит? (клещ, муравей, блоха).
Третья бабочка: я не дружу с летающими насекомыми (муха, таракан, стрекоза). С кем же тогда она дружит?
Четвертая бабочка: я не дружу с теми, кто умеет прыгать (божья коровка, кузнечик, сверчок).
-Молодцы ребята, отгадали все загадки бабочек.
Логопед:
Ранним утром ей не спится,
Очень хочется трудиться,
Вот и меду принесла
Работящая... Пчела
Воспитатель: А о пчелке нам расскажут Даниил и Саша.
Меня ужалила пчела.
Я закричал: "Как ты могла?!"
Пчела в ответ: "А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!"
(М. Бородицкая)
10. Скороговорка
Логопед: у меня есть подружка пчелка. Посмотрите на неё.
У пчелы, у пчелки, почему нет челки?
Отвечаю почему: Челка пчелке ни к чему.
Давайте проговорим скороговорку медленно, как ползет гусеница.
Стрекоза считается самым быстрым насекомым в мире.
Давайте повторим скороговорку быстро, как летает стрекоза.
11. Отгадывание загадки
Логопед:
Как рыбак он сеть готовит,
Мух назойливых он ловит.
У него есть восемь рук...
Как зовут его?... Паук
Воспитатель: Даниил сегодня расскажет нам о своем пауке
12. Подвижная игра «Паук и муха».
Задача: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.
13. Итог занятия
Логопед: Ребята, скажите, а почему я не жду в гости паука?
Ответы детей.
Логопед: Правильно! Паук – это не насекомое. А я на свой день рождения пригласила только насекомых. Вы такие умные и дружные ребята, так много знаете и умеете! Я буду рада еще раз прилететь к Вам в гости. До свидания!
Использованы интернет ресурсы:
- http: //literature-edu. ru/geografiya/4587/index. html
- http: //mamamozhetvse. ru/stixi-pro-nasekomyx-dlya-detej. html
- http: //deti-i-vnuki. ru/stihi-i-zagadki-pro-bozhyu-korovku/
- https: //www. stranamam. ru/post/229804/
|