Методическая разработка "Духовно — нравственное воспитание"
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Я работаю воспитателем в разновозрастной группе. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта, знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Наша группа – это маленький островок для детей дошкольного возраста. На данный момент в группе воспитывается 14 детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет.
В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны. Один из основных положительных моментов — это общение младших со старшими.
Разновозрастная группа напоминает дружную семью, если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь.
- Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо»; учатся быть самостоятельными.
- Старшие всегда помогают младшим, служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность.
- Каждое утро в группе мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», а в понедельник с приветствия «Утро радостных встреч».
Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности.
Для формирования духовно-нравственных качеств детей, мы используем игры, которые учат умению общаться, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.
Нами собрана картотека интересных, увлекательных «Добрых игр», которые знакомят детей с такими понятиями как «добро» и «зло».
Народные игры позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.
Мир ребёнка начинается с его семьи. То, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Еще в XV веке немецкий сатирик Себастьян Брант написал стихотворение, в котором есть такие строки:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день.
Работе с семьями воспитанников мы отводим особую роль.
Мы провели:
Родительские собрания:
«Как быть здоровым душой и телом»,
«Роль семьи в воспитании детей».
Консультации:
«Формирование нравственных ценностей»,
«Воспитание вежливости».
Работая по теме «Моя семья», дети получают знания о своём ближайшем окружении. Знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких. Открывают значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй.
С отношения ребенка к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, дедушке, бабушке начинается чувство Родины. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина – Россия одна на всех и каждому из нас надо быть ее полезным.
К 70-летию Великой Победы в группе оформили уголок «Мы помним».
Мы учили с детьми песни, стихи, рисовали рисунки.
Вместе с учащимися школы участвовали в торжественном шествии с флагами и цветами к обелиску погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы.
Общению с природой отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании.
Всем известно, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности.
А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.
Настоящий огород появился на окне дошкольной группы давно. Дети всех возрастов принимают участие в работе в цветнике.
Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдают за трудом старших детей.
В процессе труда мы наблюдаем за ростом и развитием растений, определяем их зависимость от внешних факторов, от ухода.
В зимний период продолжаем эту работу в группе.
Нами реализованы проекты:
«Огород на подоконнике»,
«Лучок на подоконнике»,
«Чудо – огород». Мы занимаемся выращиванием рассады овощей и цветов.
Наблюдаем за ростом и развитием злаковых культур.
Особо значимым, для наших воспитанников стало ежегодное активное участие в акции «Сделаем мир чище», «Покормите птиц зимой».
В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы.
В группе оформлен центр театрализованных представлений.
Родители принимают участие в постановке и показе сказок.
В школьном музее дети с удовольствием рассматривают национальные костюмы, предметы быта, которые использовали односельчане в прошлых веках.
Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей потребность в ознакомлении с культурным наследием.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники.
Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, угощением блинами.
Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас».
На Пасху расписываем яйца. Мастерим пасхальные сувениры.
В конце недели проводим обсуждение событий произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «человечков», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию.
Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, мы заботимся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.
Я считаю, что наша работа по духовно – нравственному воспитанию имеет свои результаты.
Надеюсь, что в нашей дошкольной группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности.
|