Заборонок Ольга Анатольевна. Реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы

Реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК» «УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНOЙ ЮКOНЛOН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙOЗOС ВЕЛOДOМOН ВЕСЬКOДЛАНIН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7» Г.УСИНСКА «ЧЕЛЯДЬOС СOВМOДАН 7 №-А ВИДЗАНIН» ШКОЛАOДЗ ВЕЛOДАН УСИНСК КАРСА МУНИЦИПАЛЬНOЙ СЬОМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ

Выступление на муниципальном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска» (реализация программы «Воспитание правовой культуры», из опыта работы)

Номинация: «Педагогическая находка»

Авторы: О.А. Заборонок, воспитатель, общественный инспектор по защите прав детства Усинск, 2018

 

Скачать презентацию

Слайд 1

Добрый день, уважаемые, коллеги!

Слайд 2

«Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»

Легуве (французский прозаик и драматург)

Слайд 3

Дошкольная образовательная организация способна внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру и большой вклад может внести в профилактику правонарушений, употребления спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска». Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом: он включает не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а затем применение этих знаний в практической деятельности.

Работа ДОО по профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств несовершеннолетними, работы с семьями СОП и «группы риска», а также по правовому воспитанию дошкольников осуществляется по трем направлениям:

  • с педагогическим составом
  • с родителями

- с детьми.

Роль педагога дошкольного образовательного учреждения заключается не только в формировании у детей элементарных представлений о правилах поведения, правах и обязанностях, но и в создании условий их практического применения как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Слайд 4

В прошлом 2017 – 2018 учебном году в нашем детском саду реализовывался образовательный проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Маленький гражданин правового государства».

Слайд 5

Необходимость создания образовательного проекта была и остается актуальна в силу повышения требований общества к нравственно-правовой культуре, социализации дошкольников в современных условиях. Реализация данного проекта в нашем детском саду позволила сделать следующие выводы:

  • детям дошкольного возраста доступна система знаний о правах человека
  • большинство родителей повысили свой уровень в плане знакомства с правовыми документами, оказывали посильную помощь образовательной организации в процессе правового воспитания дошкольников
  • заметно вырос уровень в принятии и знании воспитателями документов, отражающих права человека и детей

- значительно повысилась роль ДОО в процессе формирования правовой культуры ребенка дошкольного возраста и их родителей

- и, конечно, же, проект способствовал профилактике правонарушений, соблюдение и уважения к закону.

Слайд 6

Для выявления уровня правовой культуры родителей детей, посещающих детский сад, было проведено анкетирование. (В анкете рассматривались такие вопросы как: Что такое правовое воспитание? Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада? Если да, то в какой форме?) Как и предполагалось, при не очень высоком уровне правовой культуры опрошенные родители в своем большинстве проявили заинтересованность в получении правовых знаний, в знакомстве с правовоспитательными технологиями. Из ответов родителей стало очевидно: правовое воспитание их детей необходимо. Родители хотят знать об участии ребенка в мероприятиях по правовому воспитанию; получать рекомендации, как заниматься с ребенком дома, какую литературу прочитать, консультаций по вопросам общения с ребенком, как научить ребенка умению говорить «нет».

Слайд 7

На основании результатов анкет и мнения педагогов было принято решение продолжить работу ДОО в этом направлении. В марте 2018 года я принимала участие в вебинаре на тему: «Организация взаимодействия субъектов профилактики в рамках Федерального закона от 24. 06. 1999 № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В апреле 2018 года прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних». Проанализировав материально-технические и педагогические условия детского сада, было решено разработать и утвердить программу по правовому воспитанию. Такая программа у нас реализуется в этом учебном году. В учебный план ДОО в часть формируемой участниками образовательных отношений по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» введен предмет «Воспитание правовой культуры». Всего по учебному плану будет проведено 18 занятий. На данном этапе проводятся занятия с детьми старшего возраста.

Одним из направлений правового воспитания данной программы является формирование у детей представлений о себе, своих правах и обязанностях, что предполагает:

  • знакомство с основными правами человека, их обязанностями (в доступной форме, с привлечением наглядного материала)
  • создание условий для формирования знаний о нравственно-правовых нормах поведения
  • развитие представлений о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений

- профилактику правонарушений, употребление спиртных напитков, работы с семьями СОП и «группы риска».

Слайд 8

Цель программы: повышение уровня правовой культуры дошкольников, формирование правового самосознания, активной жизненной позиции, формирование законопослушного поведения граждан.

Слайд 9-10 (с задачами программы Вы можете ознакомиться на слайде)

Основные задачи программы:

  • создание условий для формирования у детей правовой компетентности
  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения
  • формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведения и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения
  • воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков
  • содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров
  • воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека
  • создание условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс
  • повышение уровня социально-правовой защищенности детей, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье
  • формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения
  • оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности

- повышение правовой грамотности педагогов ДОО.

Слайд 11

Актуальность программы подтверждается следующими её характеристиками:

  • программа отражает вопросы умственного, нравственного, эстетического, правового воспитания
  • программа носит междисциплинарный характер: интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук

- программа отвечает перспективным направлениям совершенствования воспитания человека, позволяя решать важнейшие в современных условиях задачи формирования основ нравственного поведения, уважительного отношения к правам человека, что развивает высшие проявления его духовности (гуманные отношения к другим людям).

- программа формирует установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

В программе предусмотрено изучение таких тем как:

  • «Каждый ребёнок имеет право на имя»,
  • «Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»,
  • «Право ребёнка на игру и отдых»,
  • «Права и обязанности ребёнка»,
  • «Право ребёнка на защиту»,
  • «Каждый ребёнок имеет право на своё мнение» и т.д.

Проводя занятия с детьми, я пришла к выводу, что процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях и в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессивности у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

Реализация программных целей и задач позволила: создать образовательное пространство в группах для повышения правовой компетентности родителей, вовлечь их в правовоспитательную среду и правового воспитания детей.

Слайд 12

Мой опыт работы с детьми показал, что правовое воспитание в детском саду, профилактика правонарушений происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников я использую такие виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач:

  • отгадать (загадки разной тематики),
  • раскрыть секрет ( «Давайте поможем детям сделать доброе дело», «Волшебники»),
  • составить, сложить картинки (героев, сюжетов),
  • видоизменить ( «Что было бы, если…),
  • смоделировать ( «Ступеньки образования»: бумажные куклы — люди разных возрастов, плакат с изображением ступенек, на каждой из которых нарисовано какое-либо учреждение (детский сад, школа, вуз, предприятие) и т.п.

Наиболее перспективным, на мой взгляд, является проведение правовоспитательной работы с дошкольниками не столько на материалах о нарушении прав и установленных правил, сколько на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на уважение.

Содержательная и методическая составляющие данной программы нацеливают на то, чтобы дошкольники из пассивных, бездеятельных наблюдателей превратились в активных участников познания социально-правовой жизни общества на собственном опыте в конкретных делах, поступках. Например, при проведении занятий:

  • «Как дружить без ссоры», «Как договорился, так и сор разрешился» дети учатся бесконфликтному поведению и общению;
  • «Семья – семь Я» дошкольники более углубленно представляют о семейном благополучии и о защите прав ребенка;
  • «В гостях хорошо, а дома лучше» — представляют о потребностях человека в жилье и праве на жилье;
  • «Каждый маленький ребенок должен знать с пеленок» — узнают о безопасном поведении во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.д.);
  • «Моя родина», «Кто где живет?» — имеют представление о разных странах и народах (национальностях) и терпимо относятся к представителям разных народов (национальностей) и т.д.

Слайд 13

Проведенный нами промежуточный мониторинг (опрос детей «Права детей», беседа «Как поступить») доказывает, что при целенаправленной работе педагогического коллектива образовательной организации, взаимодействии с родителями, проведении специально разработанных мероприятий по ознакомлению с документами о правах детей и в целом по правовому воспитанию, процесс формирования правовых представлений у дошкольников эффективен, причем положительная динамика наблюдается не только у воспитанников, но и у педагогов и родителей.

Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что проводимая работа способствует не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи, способствует профилактике правонарушений, употребление спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств детьми, работы с семьями СОП и «группы риска».

Слайд 14

Перспектива на будущее:

  • продолжить данную работу,
  • расширить программу, за счет введения в план работы совместную деятельность педагога-психолога с воспитанниками по формированию умения детей говорить «нет»;
  • провести коррекцию затруднений в реализации программы;
  • обобщить результаты работы ДОО по данному направлению;
  • направить полученный материал для публикации в СМИ на федеральном уровне.

Слайд 15

Используемая литература:

1. Баракина А.А. Защита прав ребенка // Воспитатель ДОУ. 2007, №2

3. Богачева И.В., Гиненский С.И., Губанова С.И., Казаков А.П., Кузьменко Г.А. Мое отечество – Россия. – М.; Гном и Д, 2005

4. Григорьева Л.А. Защитим права ребенка // Воспитатель ДОУ, 2008, №11

5. Елезова Н.Ф. Я и мои права // Воспитатель ДОУ, 2009, №5

6. Зайцева Н.В. Знакомство дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка // Воспитатель ДОУ, 2010, №8

7. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.; Скрипторий, 2007

8. Захарова Л.М., Сайфутдинова И.Р. Мир, в котором я живу, выпуск 1 – Ульяновск, УлГПУ, 2007

9. Кавардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Ребенок и право. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005

10. Калинина Л.В. Правовое воспитание детей через взаимодействие с семьей // Воспитатель ДОУ, 2009, №3

12. Кривцова Е.В. Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей (семинар-практикум). // Управление ДОУ, 2009, №6

13. Майданкина Н.Ю., Кавардакова М.А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: монография. – Ульяновск, УИПКПРО, 2005

14. Марадудина О. В. Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. В. Марадудина, И. И. Гончарова // Молодой ученый. — 2015. — №13

15. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2005

16. Осинкина О.Л., Гринченко Е.Н., Васюхина Т.И. Конспект занятия по правовому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольная педагогика, 2011, №5

17. Пальмова Г.П. Дети и их права. // Воспитатель ДОУ, 2008, № 6

18. Плясова С.Н. Основы правового воспитания детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика, 2010, № 5

19. Правовое пространство ДОУ. // Управление ДОУ, -М, ТЦ СФЕРА, 2010, № 3

20. Прохорова С.А. Я имею право…// Воспитатель ДОУ, 2011, № 5

21. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ. // Управление ДОУ, 2005, № 3

22. Третьякова Н.Б. План работы по правовому воспитанию и образованию дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, №3

Источники Интернет

  1. http: //www. usynovite. ru/consult/law/nechaeva
  2. http: //active-mama. com/prava-i-obyazannosti-rebenka. html
  3. http: //sibogni100. narod. ru/pamjatka_o_priznakakh_zhestokogo_obrashhenija. pdf
  4. http: //www. rastut-goda. ru/preschool-child/7209-konventsija-o-pravah-rebenka-kak-rasskazat-detjam-ob-ih-pravah. html

Анкета для родителей

1. Что такое правовое воспитание? (Выберите один ответ.)

- Информирование детей о наиболее значимых законах, а также юридической ответственности за их нарушение.

- Систематическое целенаправленное формирование у детей представлений о базовых моральных категориях и принципах, а также их влиянии на общество.

- Целенаправленный планомерный процесс формирования у детей знаний, ценностных установок и ориентаций, навыков правомерного поведения.

- Это система мероприятий (лекций, бесед, игр), включающих в себя информацию о правах и обязанностях, юридической ответственности, иных правовых понятиях, разработанная на основе знания возрастных и психологических особенностей детей.

2. Целесообразно ли, по вашему мнению, начинать правовое воспитание в детском саду? (Выберите один ответ.)

- Да, с 3-х лет у детей можно формировать навыки нормативного поведения.

- Нет, нормативное поведение начинает формироваться у детей только с 6-7 лет.

- Возможно, но не у всех детей, т.к. это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

- Возможно, но не в каждом детском саду, а в том, где существуют условия для организации правового воспитания.

3. Кто, по вашему мнению, может осуществлять правовое воспитание детей в саду? (Выберите один или несколько ответов.)

- Воспитатель.

- Методист.

- Родители.

- Работник правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, суда).

- Любой гражданин, подготовленный к организации и проведению правового воспитания.

- Любой педагогический работник.

4. Какие из ниже перечисленных прав являются правами ребенка? (Выберите один или несколько ответов.)

- Право на жизнь.

- Право на собственность.

- Право на уважение человеческого достоинства.

- Право на труд.

- Право на личную неприкосновенность.

- Право на участие в делах государства.

- Право быть гражданином.

- Право на выбор имени.

- Право на выражение собственного мнения.

- Право на достойные условия проживания и обучения.

- Право на посещение образовательного учреждения.

- Право преимущественного выполнения требований ребенка.

5. Какие из них вы считаете важными для развития ребенка и благополучия в семье? (Выбрать не более трех.)

- Право на жизнь.

- Право на собственность.

- Право на уважение человеческого достоинства.

- Право на труд.

- Право на личную неприкосновенность.

- Право на участие в делах государства.

- Право быть гражданином.

- Право на выбор имени.

- Право на выражение собственного мнения.

- Право на достойные условия проживания и обучения.

- Право на посещение образовательного учреждения.

- Право преимущественного выполнения требований ребенка.

6. Готовы ли вы принимать участие в правовом воспитании детей нашего детского сада?

- Да.

- Нет.

- Возможно, если будет дано конкретное поручение.

- Нет, но могу порекомендовать специалиста и договориться с ним.

7. Если да, то в какой форме?

- Проведение занятий.

- Помощь воспитателю в проведении конкретного мероприятий.

- Подготовка необходимых наглядных пособий.

- Занятие с ребенком дома.

- Другое (впишите).

Просмотров: 396
Категория: По направлениям » Для детского сада » Правовые занятия для детей




Другие новости по теме:

  • Безаева Елена Анатольевна. Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ».
  • Мария Максимовна Акишева. Конспект занятия по правовому воспитанию (для детей подготовительной к школе группы) «Каждый имеет право на имя»
  • Михелева Надежда Сергеевна. Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Имеем право»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Погосьян Марина Васильевна. Деловая игра. Справочное педагогическое бюро 'Защита прав и правовое воспитание ребенка'.
  • Милехина Наталья Владимировна. Презентация: «Художественная литература как эффективное средство формирования правовой культуры детей дошкольного возраста»
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Подрезова Надежда Игоревна. «Правовое воспитание дошкольников» из опыта работы воспитателя Подрезовой Надежды Игоревны
  • Остапкевич Ольга Федоровна. «Воспитание культуры поведения детей в ДОУ и в семье»
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Статья «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения»
  • Тимченко Ольга. Работа с родителями, педагогами ДОУ по повышению правовой культуры. «Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка»
  • Мироненко Марина Ивановна. Из опыта работы по экологии на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
  • Бочкова Екатерина Сергеевна. Проект «Право на жизнь»
  • Максимова Тамара Витальевна. Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Я – ребёнок имею право»
  • Лидия Никонова. Конспект НОД в старшей группе «Право на жильё и неприкосновенность».
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Бунятова Юлия Владимировна. Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему: «Я ИМЕЮ ПРАВО»
  • Иванова Лилия Викторовна. «Право ребёнка на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановление здоровья – статья№21»
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Володькина Марина Викторовна. Сценарий семейной гостиной «Право имею»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Курикова Татьяна. «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Никитина Анна Александровна. ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Я ЗНАЮ СВОИ ПРАВА»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Тимченко Ольга. Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ 'День прав ребенка'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь