Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе На тему: «Осень»`
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №57 Московского района г. Санкт-Петербурга
Подготовил воспитатель Старшей группы «Звездочки» Сталинина Екатерина Александровна Г.Санкт-Петербург 2016 г.
Цели:
Образовательные:
- Закрепить знания о характерных признаках осени.
- Уточнить знания названий месяцев.
- Учить сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков периода
- Уточнить знания детей о явлениях живой и неживой природы, подготовке животных к зиме.
- Активизировать словарь по данной теме.
Воспитательные:
- воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Развивающие:
- Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание.
Развивать интонационную выразительность речи.
- Коррекция и развитие внимания, памяти.
Предварительная работа:
- чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».
- Знакомство с пословицами и поговорками по теме "Осень".
- Рисование осенних пейзажей.
Ход занятия:
1. Начало занятия.
Координация движений в сочетании с речью.
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели, Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присесть)
(легкий бег по кругу)
(присест за столы)
2. Основная часть
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдёт речь
Желтой краской кто-то Выкрасил леса, Стали отчего-то Ниже небеса,
Ярче запылали Кисточки рябин. Все цветы увяли, Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы: - Что случилось вдруг? И ответил папа: - Это осень, друг.
Воспитатель:
- О каком времени года стихотворение, которое я вам прочитала?
- Как вы догадались, что это стихотворение об осени?
- Посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
- Давайте позовем осень к нам в группу, для этого повторяем слова:
Осень, осень В гости просим Погости недель восемь С обильными хлебами,
С первыми снегами, С листопадом и дождем, С перелетным журавлем.
- Закройте глаза. (Воспитатель надевает венок из осенних листьев).
- Кто я?
- Почему вы так думаете?
- Что вы знаете об осени как о времени года?
- Вы назвали приметы осени. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать что-нибудь или кого-нибудь.
- Сегодня мы будем вспоминать, что мы знаем об осени, а для этого отправимся в осенний лес. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу).
Воспитатель:
Вот мы пришли в осенний лес. Осенний лес – какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят, ветвями на ветру шумят.
Воспитатель: Посмотрите, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на этот осенний ковёр.
- А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
Воспитатель:
- Давайте рассмотрим осенние листья. (Раскладываем листья на столе). Волшебница – осень раскрасила каждый листок в свой цвет. Посмотрите, какие разные листья у деревьев.
- Помогайте мне находить слова для описания этих листьев
- Давайте соберем немного таких красивых листочков в корзинку, чтобы украсить нашу группу. Выберете по одному листочку и складывая в корзинку называйте какой это листик (дубовый, кленовый, осиновый, березовый)
Воспитатель: Вы любите играть в игры? Тогда давайте сыграем в игру «Исправь ошибки» Скажите, что я вам скажу об осени правильно, а что неправильно:
- Осенние месяцы — февраль, июнь и март. — Правильно?
- Осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь. — Правильно?
- Осенью погода ясная, солнечная и теплая. — Правильно?
Скажите, какое из двух предложений правильное:
- Осенью дети надевают панамки, шорты и сандалии.
- Осенью дети надевают плащи, куртки и сапоги.
Физкультминутка:
Воспитатель: Я приглашаю вас поиграть в игру «Осень».
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, Поднимают перекрещенные руки. Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, руки на поясе. Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе. Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.
Поднимай повыше ноги.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
Дети: Первая картинка солнечная, весёлая. (Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце).
Воспитатель: А на второй картинке?
Дети: Эта картина уже не такая весёлая. (Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь)
Воспитатель: А на третьей картинке? (Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег).
Какое время года изображено на первой картине? (Осень).
А на этой? (Осень).
А какое время года на третьей картине? (Осень).
Воспитатель: Почему про осень нарисованы три разных картинки? (Осень бывает разной).
Воспитатель:
На первой картинке осень – ранняя, это самое начало осени. С какого месяца начинается осень (Сентябрь)
На второй картинке осень золотая, — это середина осени. Какой второй месяц осени? (Октябрь)
На третьей картинке осень – поздняя. Какой последний, третий месяц осени? (Ноябрь)
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.
- Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, рассматривали осенние листочки, играли с осенью в игры)
- О каком времени года мы сегодня говорили? (Осень).
- А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы – загадки и показали себя настоящими знатоками природы!
|