Непосредственно образовательная деятельность «Осень»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 5 «Теремок»
Раздел «Познание»
Подготовительная группа
Воспитатель: Чустеева Анастасия Никитична с.Шира
Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация», «Художественное творчество».
Цель: продолжать формирование представления детей об осенних изменениях в природе.
Задачи:
образовательные: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени.
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, связную речь, закрепить словарь детей.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви к родной природе.
Предварительная работа:
Знакомство с русскими поэтами. Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А.И. Плещеев «Осенью». Знакомство с приметами осени. Рисование на тему: «Золотая осень», «Букет для осени». Наблюдение за осенней природой, сбор листьев, рассматривание иллюстраций об осени, отгадывание загадок, разгадывание ребусов, экскурсия в парк, беседа о птицах, наблюдение за работой колхозников.
Оборудование и материалы: иллюстрации осеннего пейзажа, конверты с листьями, карандаши цветные, ватман, свеча, произведения П.И. Чайковского «Октябрь» и «Осень».
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. Вводная часть.
Звучит музыка Чайковского «Октябрь».
Собрались все дети в круг! Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
- Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Чувствуете, как по нашим рукам из ладошки в ладошку приходит доброта (воспитатель берет в руки свечу). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть эта искорка сопровождает нас всех всегда. Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. У вас радостное настроение?
-Да!
-Вот и хорошо. Давайте мы нашу искорку поставим, и она будет освещать нам все занятие.
(Дети рассаживаются на стульчики)
II. Основная часть.
Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, что это?
Вот художник так художник! Все леса позолотил. Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим, Кто художник этот? (Осень)
– Осень.
- Правильно, это осень. Осень прекрасное время года. Многие поэты, композиторы, художники посвящают ей свои произведения. Кто знает стихи про осень? (желающие дети читают стихи, называют автора).
- Осень удивляет всех изобилием красок, пышным убранством. Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Бросьте мне на ладошку (игра «слово на ладошке»). Осень, какая?
- Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая...
- Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
- Солнце светит, но все меньше греет; дни становятся короче, а ночи длиннее; небо все чаще закрывают низкие тяжелые тучи; льют нудные моросящие, сварливые дожди; ветер становится резким и холодным; птицы улетают в теплые края; звери готовят запасы, впадают в спячку; люди убирают урожай…
- Как называется явление, когда опадают листья?
- Листопад.
- Какого цвета листья бывают осенью?
- Желтые, красные, оранжевые…
- Молодцы! Теперь немного мы с вами отдохнем (проводится физминутка).
Физическая минутка.
Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут — покажем: Руки сложили назад.
- Мы уже много сказали красивых слов об осени. А давайте составим со словом осень новые слова. Например: осенние дожди (осеннее утро, осенняя одежда и т.д.).
- А еще есть одна игра «скажи по-другому».
- Осенью небо, какое?
- Серое, хмурое, пасмурное.
- Осенью деревья, какие?
- Нагие, голые, облетевшие.
- Осенью птицам не хватает.
- Корма, еды, пропитания.
- Дети, а теперь я хотела бы вам предложить отгадать осенние загадки.
Утром мы во двор идем- Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. (Осень)
Под сосною у дорожки, Кто стоит среди травы, Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть — нет головы? (Гриб)
Вот кто-то важный На белой ножке. Он с красной шляпкой, На шляпке горошки. (Мухомор)
Само с кулачок, Красный бочок, Потрогаешь гладко, Откусишь – сладко. (Яблоко)
Летом вырастают, А осенью опадают (Листья)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. (Осень)
И зелен, и густ, На грядке вырос куст, Покапай немножко, Под кустом… (картошка)
- Молодцы, ребята. Все вы знаете отлично.
- Мы с вами говорим об осени. А главным украшением этого времени года что является?
- Лес, деревья...
- Давайте с вами нарисуем осенние березки.
(Дети рисуют на ватмане деревья под звучание музыки П.И. Чайковского «Осень»).
- Давайте полюбуемся нашими березками. У нас получилась целая березовая роща. Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Падают с ветки золотые монетки». Что это?
Внести поднос с конвертиками.
- У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для вас конверты — послания. В них ответ на загадку нашу. Это листочки, которые вы сможете раскрасить.
Дети вскрывают конверты, достают листочки, выполняют задание.
-Под красивую музыку танцоры придумывают различные танцы. Давайте, вообразим, что мы великие танцоры и представим листопад (дети берут листья в руки).
- листья осенние тихо кружатся (кружатся на цыпочках, руки в стороны)
- листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
- и под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо-влево)
- будто опять закружиться хотят (поднимаются и кружатся с листьями).
III. Заключительная часть.
Игра «Соберем ковер».
(Дети делают осенний ковер из листьев.)
Получился на славу Всем осенний ковер. Сколько листьев и цвета Отразилось на нем.
Всем по яблочку Осень отправила вам. Угощает всех вас, Дорогих ей ребят!
- Милая осень щедра и красива Скажем мы осени дружно… СПАСИБО!
|