Мастер-класс по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Автор:
Чайка Алевтина Васильевна МБДОУ детский сад № 51 воспитатель
Задачи:
- Продемонстрировать метод эксперимента (в процессе детского экспериментирования).
- Показать педагогам, как у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности формировать простейшие исследовательские умения и навыки.
Материал: столы — 3 шт, карточки с буквами (д;р; у; ж; б; а), контейнер с крупой, сито, магниты, капсула, колба, камни, сахар песок, кувшинки из бумаги, чашка с водой, кубик льда с буквой, воздушный шарик, деревянная расческа, шерсть, лист бумаги с буквой, контейнер с речным песком, буквы пластмассовые, мольберт, Лягушонок-удивлёнок.
Почему собаки не любят кошек?", "Почему облака не падают?", "Почему в космосе темно? Сколько ещё разных вопросов задают нам воспитанники?
«Любознайка», «Почемучка» — так можно назвать любого ребенка, ведь все дошкольники, прирождённые исследователи!
ФГОС ставит перед нами важную задачу, чтоб ребёнок вырос не только здоровым но и думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Самым эффективным способом познания окружающего мира является метод эксперимента, в процессе которого у детей формируются простейшие исследовательские умения и навыки. Дети получают возможность самостоятельно исследовать, искать и находить! ответы на интересующие их вопросы.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет его развитие.
Сегодня я поделюсь опытом организации исследовательской деятельности.
В своей группе я создала центр детского экспериментирования «Любознайка». Здесь живёт сказочный персонаж «Лягушонок-удивленок».
Наш герой приносит ребятам необычные предметы, удивительные истории, вместе с детьми участвует в разных опытах и исследованиях.
Дети с радостью делятся своими знаниями с Лягушонком, помогают ему узнать как можно больше нового и интересного об окружающем мире.
Вместе с Лягушонком создаём перед детьми разные проблемные ситуации. Дети ищут пути решения, выдвигают гипотезы, проверяют опытным путём свои предположения, делают выводы, самостоятельно размышляют, обобщают полученные сведения и открывают для себя что то, новое, в привычном и обыденном.
Детское экспериментирование проходит через все виды организованной образовательной деятельности:
Мы ткань, бумагу изучали и свойства разные узнали. Опытным путём доказали, что объём воды не зависит от формы сосуда, а на рисовании постоянно экспериментируем с цветом. Ухаживая за растениями выяснили какие условия необходимы для их роста.
На прогулке мои юные исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?», «Как быстро освободить бусинку из ледяного плена?» …
Мы узнали, что вода наша спутница всегда. Её мы свойства изучали, даже фильтром очищали!
Обыкновенная лужа на участке – ведь это модель водоема, исследуя который можно изучить почти все свойства воды.
Мы наш кораблик в плаванье отправим, ветерок нам веер создает, а мы еще и электричества добавим, вот сколько знаний опыт нам даёт!
Важно, чтобы каждый ребенок проводил опыты сам, а не был в роли наблюдателя. При этом взрослый не учитель, а равноправный партнер.
Знания которые ребёнок добывает самостоятельно, становятся его достижением на всю жизнь!
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг!
В вечерние часы, создаю такие условия, чтобы у детей возникло желание проводить элементарные опыты самостоятельно (по собственной инициативе).
Сегодня, уважаемые коллеги Лягушонок-удивлёнок нуждается в Вашей помощи. На этом столе спрятано 6 букв. Которые нужно найти используя свои исследовательские умения и навыки. И отгадать очень важное слово. (Дружба)
Для выполнения заданий можно использовать любой предложенный на столе материал.
З а д а н и я
- Магнит. Первая буква спрятана в контейнере с крупой. Как вы думаете что нужно сделать для того чтоб её достать? Гипотеза: Просеять? А может с помощью магнита? Предлагаю проверить нашу гипотезу опытным путем. Вывод: Сила магнита притягивает металлические предметы через другие материалы, в данном случае крупу.
- Поднять букву в капсуле на поверхность. Следующая буква находится вот в этой капсуле. Подумайте, как мы можем её достать? Что для этого нам потребуется? Гипотеза: опустить туда камни, сахар. Проверка предположения Вывод: чем больше опустить тяжёлых предметов в воду, тем объём воды увеличится и выше будет уровень воды.
- Кувшинки.
В середине одной из волшебных кувшинок скрыта нужная нам буква. Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтоб кувшинки раскрылись?
Гипотеза: если опустить кувшинки на воду, лепестки цветов начнут распускаться.
Предлагаю проверить нашу гипотезу опытным путем.
Вывод: это произошло потому, что бумага намокла, стала тяжелее и лепестки цветка раскрылись.
4) Кубик льда. Следующая буква оказалась в ледяном плену, подумайте с помощью чего, мы можем быстро освободить нужную нам букву. Гипотеза: Растопить лед. Вывод: лёд в тёплой воде тает и превращается в воду.
5) Намагничивание предмета. Буква нарисована вот на этом листе. С помощью чего мы можем перевернуть этот лист бумаги? Гипотеза: надуем воздушный шарик. Потрем его о шерсть и перевернём листок с буквой. Деревянная расческа. Вывод: шарик может работать как магнит, если потереть его о шерсть.
6) Просеять песок. Нашу букву закопали глубоко в песок. Гипотеза: песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться. Вывод: между песчинками в сухом песке находится воздух, поэтому его можно легко просеять.
Все буквы освобождены и у нас на мольберте появилось очень важное слово «ДРУЖБА».
Не следует забывать, что зачастую опыты у детей не получаются. Но главное в исследовательской деятельности, чтобы дети увидели свои ошибки, и в следующий раз их исправили т.е. добыли знания самостоятельно.
Надеюсь, что данный мастер – класс способствовал повышению профессионального мастерства педагогов по данной теме.
|