Подготовительная к школе группа (с участием детей средней группы)
Богомолова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории Ступино, 3-я неделя января, 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района
Паспорт проекта
- По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.
- По характеру содержания: ребенок – педагоги — родители.
- По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
- По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог).
- По количеству участников: подготовительная к школе группа (18 детей) и их родители, воспитатели, воспитанники средней группы (15 человек).
- По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя января).
- По роду деятельности: экспериментально-поисковый.
Актуальность
Скачать проект
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Тема совместной деятельности: «Что за чудо — магнит?»
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
- расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями: магнит, магнетизм, магнитные волны.
- формировать навыки исследовательской деятельности
- развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы
- воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
- развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности.
Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему?
Предполагаемый результат:
- расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
- знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
- пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли
- изготовить сувениры для родителей на холодильник
- привлечь родителей к реализации данного проекта.
Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и показ магнитного театра детям средней группы.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.
Информационные технологии:
интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм»), «Фиксики» (серия 25 «Магнит»), «Лунтик» (серия 158 «Магнит»), «Путешествие Гулливера» Д.Свифт.
Практическая значимость проекта
В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
I этап: подготовительный.
- Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
- Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.
- Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.
- Составление конспектов занятий организационно-образовательной деятельности с детьми.
- Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.
- Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните).
- Проведение индивидуальных консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства».
- Анкетирование родителей.
II этап: введение детей в проблемную ситуацию.
Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами.
С детьми составляется план совместной деятельности.
Календарно-тематическое планирование с16января по20 января.
III этап: основной — реализация проекта.
Понедельник 16 января.
ООД «Знакомство с магнитами»
Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?»
Вторник 17 января.
Определение металлических предметов дома.
Создание уголка «Знайка».
Среда 18 января.
Опыт№1 «Чудеса со скрепками»
Опыт№2 «Как выйти сухим из воды».
ООД аппликация «Цветочная поляна».
Рассматривание декоративных магнитов.
Четверг 19 января.
Знакомство с компасом.
Репетиция показа магнитного театра малышам.
Пятница 20 января.
Знакомство с магнитом детей средней группы детьми подготовительной группы.
IV этап: заключительный.
Показ магнитного театра «Цветочная поляна»
Используемая литература.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: Сфера, 2005;
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, М., Просвещение, 1994г.
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб, 2004г.;
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/Кочкина Н.А. Мозаика-Синтез 2012г.;
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Физика. (Составитель А.А. Леонович; М., ООО «Издательство АСТ ЛТД» 1998г.);
- «Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН — ПРЕСС» 2006г.
Приложение.
- Анкета для родителей.
- Конспект ООД.
- Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.
- Материал для игровой деятельности.
- Материал для ознакомления детей по теме «Магниты — важная часть нашей повседневной жизни».
- Диск с мультфильмами.
Приложение 1
Вопросы для анкетирования родителей.
- Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?
- Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?
- Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
- Ваши пожелания и предложения.
Приложение 2
Конспект организационно-образовательной деятельности
по опытно-экспериментальной работе.
Тема «Магнит и его свойства»
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
познакомить с понятием «магнит»;
сформировать представления о свойствах магнита;
актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;
формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Ход.
Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?
Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.
Опыт «Все ли притягивает магнит?»
Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина).
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.
Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?
Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.
В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.
Задачка на сообразительность.
Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.
Опыт «Взаимодействие двух магнитов».
Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются). Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным), а другой северным (отрицательным). Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.
Опыт «Магниты действуют на расстоянии».
Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Подведение итогов.
Педагог: что нового мы сегодня узнали?
Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.
Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?
Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм».
Приложение 3
ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:
- желание самого ребёнка;
- благоприятная среда;
- грамотный доброжелательный помощник-взрослый
Уважаемые родители!
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
|