Валеологическая деятельность детей и взрослых
МБДОУ №124. Вишенцева Н.И. «Здоровый ребенок» воспитатель по физкультуре г. Астрахань
Валеология – наука, занимающаяся здоровьем человека. Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание крепкой и дружной семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры.
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал:» …Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, на заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных…»
Скачать: Валеологическая деятельность детей и взрослых (полный конспект)
Валеологическое образование в МБДОУ начинается со средней группы. Детям даются представления о своем теле: опорно – двигательной системе; знакомство со строением человеческого тела; дыхательной и пищеварительной системы; представление о себе и своей семье. В старших группах закрепляются темы, пройденные в средней группе, как часть занятия, а также даются
представления о нервной системе и органах чувств. В подготовительной группе
закрепляют знания, полученные ранее. На каждом занятии по ФИЗО проводятся беседы о пользе и влиянии на организм физических упражнений.
Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является
собственное тело ребенка. Дети на занятиях из серии «Знай свое тело» получают знания о своем организме: функциях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.
Так на занятии в средней группе по теме «Строение тела» дети «лечат» лапку из стихотворения А.Барто «Мишка» — вместе с воспитателем пришивают ее. После этого идет беседа о том, можно ли также помочь человеку? Объясняется, что надо быть осторожными. Выясняется, для чего нужны части тела. Закрепляется в игре «Моя рука, моя нога» с использованием разноцветных прищепок. Даются задания: прикрепить две прищепки желтого цвета на одежду, где правая рука; три прищепки синего цвета, где левая нога; пять красных прищепок, где спина и т.д.
В старших группах на занятиях на тему: «Опора и двигатели нашего организма» дети знакомятся с функциями скелета и мышечной системы, обучаются правильной последовательности выполнения ОРУ на основе уже накопленного опыта детей. Все это сопровождается зарисовкой схемы скелета и мышц, которые дорисовываются постепенно, после выполнения упражнений. Занятие заканчивается правилами, которые могут пригодиться, если сильно повредить мышцу или кость. Например:
- Лучше спокойно лежать и ждать, пока тебе не поможет кто – нибудь из взрослых, чем пытаться идти с поврежденной ногой.
- Покой особенно важен, когда повреждена спина или шея. Нужно лежать на спине плоско, как блин, и даже не пытаться двигаться, пока не придут на помощь.
- Если повреждена рука и она сильно болит, нужно держать ее как можно ближе к туловищу и стараться меньше ею двигать.
Аналогично проводится занятие на тему «Сердце я свое берегу, сам себе я помогу», дети знакомятся с работой человеческого сердца, упражнениями и играми, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы, обучаются правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.
На занятии «Преодолей себя» идет знакомство с нервной системой человека
совместно вырабатываются правила заботы о своем психическом состоянии. В процессе выполнения упражнений и проведении эстафет воспитывается воля к победе, умение преодолевать трудности; развиваются в детях чувство доброты, товарищества и взаимовыручки.
В подготовительной группе проводятся оздоровительные занятия по единому сюжету, способствующие решению следующих задач:
- сохранению и укреплению здоровья детей;
- развитию сенсорных и моторных функций;
- формированию потребности в двигательной активности;
- профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
- приобретению навыка правильного дыхания;
- привитию навыков элементарного самомассажа;
- развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве)
- развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.
Основной проблемой валеологии является пропаганда здорового образа жизни в семье. Достичь желаемого результата в своей работе невозможно без взаимодействия с родителями. Совместная работа с семьей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны родителям, когда семья знакома с содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ. Для этого мы знакомим родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка, тестированием физического развития проводимого два раза в год. Весь этот материал помещается в родительском уголке в виде папки – передвижки. Также в уголке помещаются различные памятки с советами по какой – то одной теме, например: «Игры, которые лечат».
«Перышки» — тренировка правильного носового дыхания.
«Мышка и Мишка» — ритмичный вдох и выдох, координация движения, укрепление мышц позвоночника.
«Поезд» — улучшение функций дыхания, развитие умений реагировать на сигнал.
В каждой игре идет описание и предлагается использовать необходимые атрибуты. Дается перечень детской литературы по теме «Здоровый образ жизни».
Каждый год проводятся Дни открытых дверей, во время которых родители знакомятся с физкультурным залом, где проводятся здоровьесберегающие занятия, направленные на физическое, психическое развитие ребенка. Родителям даются консультации на темы: «Представление о здоровье и здоровом образе жизни», «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка», «Телевизор и компьютер – друзья или враги».
В каждой возрастной группе проводятся родительские собрания, посвященные валеологическому воспитанию детей на тему:
«Здоровое питание – путь к здоровью»;
«Закаляйся, как сталь» — что такое закаливание, его правила, виды закаливания: обливание, обтирание, босоножье и т.д.;
«На зарядку становись!» — зарядка – это здоровье, бодрость и сила и т.д.
В работе с родителями используется анкетирование. Темы анкет варьируются в зависимости от задач, которые решаются при организации и проведении того или иного мероприятия.
Одними из интереснейших и ярких форм совместной работы считаю проведение оздоровительных интегрированных занятий совместно с родителями и спортивных праздников. Каждое занятие включает динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, комплексы ОРУ, подвижные игры для коррекции осанки и т.д.
Темы таких занятий: «Спорт, здоровье, Мы!»,» Точка, точка, запятая…» с зарисовкой частей тела, используя вышеперечисленные приемы; «Радуга здоровья»; «Маугли» по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга; «Путешествие в страну Носарию»; творческая игра «Кристалл здоровья», включающая шесть станций:
- Вводная – игра «Здравствуй!» — желают здоровья.
- Закаливание – «Солнце, воздух и вода – наши друзья!»
- Питание – «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить».
- Эмоции – игра «Носорог», игра «40 секунд».
- «Спорт — тропа» — прохождение дистанции за 5 минут.
- Информационная «Здоровячок» — нарисовать портрет «Здоровячка», изобразив все свойства, качества и привычки, которыми должен обладать человек с железным здоровьем.
Занятия с родителями с включением элементов валеологии проводятся
5 – 6 раз в год, начало в 16. 00, участвуют 6 – 12 взрослых и детей.
Активное участие родители принимают в спортивных праздниках: «Зоологические забеги», «Один день в армии», «Как Баба Яга внука в армию провожала», «Зимние Олимпийские игры в МБДОУ № 124» и т.д.
В тематических днях «В гостях у доктора Айболита» (средняя группа), в днях Здоровья: «Вредные микробы», «Очень нужен людям сон». Это очень веселое, эмоциональное действо, в котором принимают участие дети, родители и весь коллектив МБДОУ.
Таким образом, вся работа с родителями по валеологии не только приобщает к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, но и способствует самореализации каждого и взаимообогащение всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и нами – педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и эмоциональной составляющих здоровья.
ЛИТЕРАТУРА.
1. М.Попова «Навстречу друг другу» Психолого – педагогическая технология
эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе
взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ.
С.П. ЛОИРО 2001г.
2. Г.К. Зайцев и А.Г. Зайцева «Твое здоровье» С.- П. 1998г.
3. А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в ДОУ»
Москва 2001г.
4. Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва 2007г.
5. М.Ю. Картушина «Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7
лет» Москва 2008г.
|