Вишенцева Надежда Ивановна. Валеологическая деятельность детей и взрослых

Валеологическая деятельность детей и взрослых

МБДОУ №124. Вишенцева Н.И. «Здоровый ребенок» воспитатель по физкультуре г. Астрахань

Валеология – наука, занимающаяся здоровьем человека. Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществление творческих планов, создание крепкой и дружной семьи, рождение и воспитание детей, овладение достижениями культуры.

Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал:» …Не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, на заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных…»

 

Скачать: Валеологическая деятельность детей и взрослых (полный конспект)

Валеологическое образование в МБДОУ начинается со средней группы. Детям даются представления о своем теле: опорно – двигательной системе; знакомство со строением человеческого тела; дыхательной и пищеварительной системы; представление о себе и своей семье. В старших группах закрепляются темы, пройденные в средней группе, как часть занятия, а также даются

представления о нервной системе и органах чувств. В подготовительной группе

закрепляют знания, полученные ранее. На каждом занятии по ФИЗО проводятся беседы о пользе и влиянии на организм физических упражнений.

Предметом изучения при обучении детей основам валеологии является

собственное тело ребенка. Дети на занятиях из серии «Знай свое тело» получают знания о своем организме: функциях, возможностях, условиях сохранения и укрепления здоровья.

Так на занятии в средней группе по теме «Строение тела» дети «лечат» лапку из стихотворения А.Барто «Мишка» — вместе с воспитателем пришивают ее. После этого идет беседа о том, можно ли также помочь человеку? Объясняется, что надо быть осторожными. Выясняется, для чего нужны части тела. Закрепляется в игре «Моя рука, моя нога» с использованием разноцветных прищепок. Даются задания: прикрепить две прищепки желтого цвета на одежду, где правая рука; три прищепки синего цвета, где левая нога; пять красных прищепок, где спина и т.д.

В старших группах на занятиях на тему: «Опора и двигатели нашего организма» дети знакомятся с функциями скелета и мышечной системы, обучаются правильной последовательности выполнения ОРУ на основе уже накопленного опыта детей. Все это сопровождается зарисовкой схемы скелета и мышц, которые дорисовываются постепенно, после выполнения упражнений. Занятие заканчивается правилами, которые могут пригодиться, если сильно повредить мышцу или кость. Например:

  1. Лучше спокойно лежать и ждать, пока тебе не поможет кто – нибудь из взрослых, чем пытаться идти с поврежденной ногой.
  2. Покой особенно важен, когда повреждена спина или шея. Нужно лежать на спине плоско, как блин, и даже не пытаться двигаться, пока не придут на помощь.
  3. Если повреждена рука и она сильно болит, нужно держать ее как можно ближе к туловищу и стараться меньше ею двигать.

Аналогично проводится занятие на тему «Сердце я свое берегу, сам себе я помогу», дети знакомятся с работой человеческого сердца, упражнениями и играми, которые наиболее полезны для укрепления сердечной мышцы, обучаются правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.

На занятии «Преодолей себя» идет знакомство с нервной системой человека

совместно вырабатываются правила заботы о своем психическом состоянии. В процессе выполнения упражнений и проведении эстафет воспитывается воля к победе, умение преодолевать трудности; развиваются в детях чувство доброты, товарищества и взаимовыручки.

В подготовительной группе проводятся оздоровительные занятия по единому сюжету, способствующие решению следующих задач:

  1. сохранению и укреплению здоровья детей;
  2. развитию сенсорных и моторных функций;
  3. формированию потребности в двигательной активности;
  4. профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  5. приобретению навыка правильного дыхания;
  6. привитию навыков элементарного самомассажа;
  7. развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве)
  8. развитию эмоционально – волевой сферы и игровой деятельности.

Основной проблемой валеологии является пропаганда здорового образа жизни в семье. Достичь желаемого результата в своей работе невозможно без взаимодействия с родителями. Совместная работа с семьей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны родителям, когда семья знакома с содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в МБДОУ. Для этого мы знакомим родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка, тестированием физического развития проводимого два раза в год. Весь этот материал помещается в родительском уголке в виде папки – передвижки. Также в уголке помещаются различные памятки с советами по какой – то одной теме, например: «Игры, которые лечат».

«Перышки» — тренировка правильного носового дыхания.

«Мышка и Мишка» — ритмичный вдох и выдох, координация движения, укрепление мышц позвоночника.

«Поезд» — улучшение функций дыхания, развитие умений реагировать на сигнал.

В каждой игре идет описание и предлагается использовать необходимые атрибуты. Дается перечень детской литературы по теме «Здоровый образ жизни».

Каждый год проводятся Дни открытых дверей, во время которых родители знакомятся с физкультурным залом, где проводятся здоровьесберегающие занятия, направленные на физическое, психическое развитие ребенка. Родителям даются консультации на темы: «Представление о здоровье и здоровом образе жизни», «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка», «Телевизор и компьютер – друзья или враги».

В каждой возрастной группе проводятся родительские собрания, посвященные валеологическому воспитанию детей на тему:

«Здоровое питание – путь к здоровью»;

«Закаляйся, как сталь» — что такое закаливание, его правила, виды закаливания: обливание, обтирание, босоножье и т.д.;

«На зарядку становись!» — зарядка – это здоровье, бодрость и сила и т.д.

В работе с родителями используется анкетирование. Темы анкет варьируются в зависимости от задач, которые решаются при организации и проведении того или иного мероприятия.

Одними из интереснейших и ярких форм совместной работы считаю проведение оздоровительных интегрированных занятий совместно с родителями и спортивных праздников. Каждое занятие включает динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, комплексы ОРУ, подвижные игры для коррекции осанки и т.д.

Темы таких занятий: «Спорт, здоровье, Мы!»,» Точка, точка, запятая…» с зарисовкой частей тела, используя вышеперечисленные приемы; «Радуга здоровья»; «Маугли» по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга; «Путешествие в страну Носарию»; творческая игра «Кристалл здоровья», включающая шесть станций:

  1. Вводная – игра «Здравствуй!» — желают здоровья.
  2. Закаливание – «Солнце, воздух и вода – наши друзья!»
  3. Питание – «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить».
  4. Эмоции – игра «Носорог», игра «40 секунд».
  5. «Спорт — тропа» — прохождение дистанции за 5 минут.
  6. Информационная «Здоровячок» — нарисовать портрет «Здоровячка», изобразив все свойства, качества и привычки, которыми должен обладать человек с железным здоровьем.

Занятия с родителями с включением элементов валеологии проводятся

5 – 6 раз в год, начало в 16. 00, участвуют 6 – 12 взрослых и детей.

Активное участие родители принимают в спортивных праздниках: «Зоологические забеги», «Один день в армии», «Как Баба Яга внука в армию провожала», «Зимние Олимпийские игры в МБДОУ № 124» и т.д.

В тематических днях «В гостях у доктора Айболита» (средняя группа), в днях Здоровья: «Вредные микробы», «Очень нужен людям сон». Это очень веселое, эмоциональное действо, в котором принимают участие дети, родители и весь коллектив МБДОУ.

Таким образом, вся работа с родителями по валеологии не только приобщает к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, но и способствует самореализации каждого и взаимообогащение всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и нами – педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и эмоциональной составляющих здоровья.

ЛИТЕРАТУРА.

1. М.Попова «Навстречу друг другу» Психолого – педагогическая технология

эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе

взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ.

С.П. ЛОИРО 2001г.

2. Г.К. Зайцев и А.Г. Зайцева «Твое здоровье» С.- П. 1998г.

3. А.П. Щербак «Тематические физкультурные занятия и праздники в ДОУ»

Москва 2001г.

4. Н.С. Голицына, И.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва 2007г.

5. М.Ю. Картушина «Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7

лет» Москва 2008г.

Просмотров: 773
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Вишенцева Надежда. Валеологическая деятельность детей и взрослых в МБДОУ №124.
  • Вишенцева Надежда Ивановна. Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия на тему: «Спорт, здоровье, Мы» в старшей группе совместно с родителями.
  • Вишенцева Надежда. Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия на тему: «Спорт, здоровье, Мы» в старшей группе совместно с родителями.
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект интегрированного занятия по развитию речи и валеологии в средней группе на тему: 'Формирование здорового образа жизни'
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Ирина Лопушанская. Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
  • Надежда Селищева. Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста из серии «Забочусь о своем здоровье» по теме «Путешествие по родному краю»
  • Сытобудская Наталья Викторовна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы «Поможем Крошу быть здоровым»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Абуганипаева Айзанат Алиевна. Конспект НОД по формированию здорового образа жизни с детьми старшей группы «Страна Здоровья»
  • Смоленцева Галина Васильевна. НОД «Путешествие в страну Здоровья» в средней группе совместно с родителями
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Данчын Саяна Соруктуг-ооловна. Конспект занятия по формированию здорового образа жизни «В здоровом теле здоровый дух».
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Самульцева Татьяна Сергеевна. Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
  • Федосова Елена Александровна. Проект по формированию здорового образа жизни у детей 4-5 лет «В здоровом теле-здоровый дух»
  • Кусенко Ольга Викторовна. Конспект дня здоровья по ОБЖ в подготовительной логопедической группе на тему: «Главное не только знать, но и в жизни применять»
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Рыдаева Юлия Александровна. Интерактивные формы взаимодействия с родителями по формированию семейного здорового образа жизни
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Мулюкина Елена Ивановна. Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Ксения Титова. Праздник здоровья «Мы Мороза не боимся!» для детей 2 младшей группы совместно с родителями
  • Данильченко Елена Алексеевна. Проект по валеологии, формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь