Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной группы "Дифференциация звуков Г — К".
(первое занятие по теме)
Цели: 1. Закрепление правильного произношения звуков Г и К в слогах, словах и предложениях, сравнение и различение этих звуков, выделение их из состава слов.
2. Закрепление навыка звуко-слогового анализа двусложных слов со стечением согласных.
3. Работа со словами-паронимами со звуками Г и К в стихотворном тексте.
4. Составление предложений из пяти слов с использованием опорных картинок с последующим составлением схемы одного предложения.
Оборудование: Индивидуальные зеркала, предметные картинки, гном в синем колпачке, символы звонкого и глухого согласного твердого звука для каждого ребёнка для игры «Звонкий – Глухой», символы гласных и согласных твердых и мягких звуков для игры «Живые звуки», наборы символов для составления схем предложения, «домики» звонких и глухих звуков для игры «Посели в свой домик», магнитные буквы пособия «Лошарик», кукла Галя и колобок.
Ход занятия:
I.Орг. момент: мимическая гимнастика на ковре. Логопед: Галя испекла колобок. Когда он появился на свет, то очень удивился. Покажите, как удивился колобок (дети показывают удивление колобка), а потом он увидел Галю и очень обрадовался. Покажите, как он обрадовался (дети показывают радость). Но когда колобок узнал, что его испекли, чтобы съесть, он испугался. Покажите, как он испугался (дети показывают мимику испуганного героя). Видя это, Галя загрустила. Покажите, как загрустила Галя (дети показывают грусть) и решила не есть колобка. Вот тогда колобок снова обрадовался. Покажите его радость (дети улыбаются и по команде логопеда рассаживаются на свои места).
II. Артикуляционная гимнастика. Логопед читает стихотворение про язычок,
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Язык в ротике живёт. Никогда не устаёт. Видит: губки очень гибки.
«Заборчик»
Ловко тянуться в улыбке. А теперь наоборот:
«Трубочка»
Губки тянутся вперёд. На качелях оказался.
«Качели»
Вверх взлетал и вниз спускался. Язычок чуть-чуть устал.
«Лопаточка»
И спокойно полежал. Язычок стал маляром.
«Маляр»
Аккуратно красит дом. В чашку вдруг он превратился:
«Чашка»
Раз, два, три и опустился. Догадаться кто бы мог.
«Грибок»
Язычок наш, как грибок. Язычок гармошкой стал,
«Гармошка»
Поиграл и не устал. Надоели превращенья:
«Вкусное варенье»
Лижет язычок варенье. Любит он покушать сладко.
«Лошадка» После скачет, как лошадка.
III. Знакомство со звуками, которые пришли на занятие. Логопед: с куклой Галей и колобком к нам сегодня на занятие пришли два звука. Они очень похожи, поэтому мы будем их сравнивать и различать. Догадайтесь какие это звуки. (Логопед произносит слова со звуками К и Г):
голубок, гудок, горка, гамак, глоток, гномик, огонёк, гадюка, грузовик, гвоздика, заголовок. (Дети догадываются какие звуки пришли на занятие)
2. Сравнение звуков К и Г. Дети произносят звуки, глядя в зеркало, приложив тыльную сторону ладони к горлу, сравнивают эти звуки.
Отличие: К – глухой (ладошка лежит спокойно), а Г – звонкий (ладошка дрожит).
Сходство: а) оба звука согласные, б) твердые, в) одинаково работает язык: прижимается к задней части нёба и под действием воздушной струи отскакивает.
3. Игра «Звонкий – Глухой» Логопед произносит слова: курица, голова, окно, сок, огонь, нога, яблоко, вагон, ветка, гамак. Дети поднимают символы звуков К или (и) Г.
4. Игра «Запомни и повтори». Логопед произносит слоги, повторяют отдельные дети:
га- ка-га, ко-го-ко, гу-гу-ку, ква-гва-ква,
гно-кно-гно, глу-глу-клу.
5. Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит слоги и слова со звуками: К и Г. Дети должны заменить звук К на Г или наоборот – Г на К: га, гу, кво,
глу, га-ка, кот, гол, класс, гора, икра, голос, калина, кость.
6. Игра «Посели в свой домик». Логопед вывешивает на доске два домика с символами звонкого и глухого звуков. Дети выходят к доске, снимают с «чудо-дерева» предметную картинку, называют её, сообщают местоположение искомого звука (начало, середина или конец слова) и вешают ее в домик.
Используются картинки: лук, калитка, венок, собака, попугай, голуби, гвозди, карандаши, губы, пуговица, колобок, пингвин.
7. Игра «Живые звуки». Логопед раскладывает на столе большие карточки-символы: красного (гласный звук), синего (согласный твердый звук) и зеленого (согласный мягкий звук) цветов, вызывает детей и сообщает каждому ребенку, каким звуком он будет. Дети должны сами выбрать для себя нужный символ. Логопед произносит слово: гномик, просит всех детей отхлопать слоговую структуру слова и «живым звукам» собрать слово. Затем логопед даёт задание «гласным звукам» поднять свои символы. Один из детей рассказывает правило о слогообразующей роли гласных звуков. В заключение дети определяют ударный слог.
8. Логоритмическая музыкальная разминка «Жирафики»:
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде
На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде На лбу, ушах, на шее, на локтях, Есть на носах, на животах, коленях и носках.
9. Игра «Закончи стишок словом в рифму». Логопед произносит стишок, не договаривая последнее слово. Дети подбирают нужное слово, желающие повторяют весь стишок. Затем логопед просит выделить из стишка похожие слова – паронимы и спрашивает, какими звуками отличаются эти слова? Стихи для игры:
Пшеница – колосиста, Певица – …………… (голосиста). Забил сегодня Гоша гол! А завтра он получит ……… (кол).
За высокою горой Кедры с толстою…………… (корой).
10. Составление предложений из пяти единиц с использованием опорных
слов: Галя, колобок.
Логопед просит детей составить предложение из пяти слов. Примеры предложений: Галя испекла колобок в печке.
Логопед: Ребята, кто сможет нам напомнить правила написания предложений? Один из детей рассказывает правила:
- Предложение пишется с большой буквы.
- Все слова в предложении пишутся отдельно.
- В конце предложения ставим точку.
Логопед: Чтобы закрепить эти правила, мы составим схему одного предложения.
Все дети работают индивидуально. Один ребенок работает у доски: он параллельно со всеми детьми собирает схему предложения на доске, а потом проговаривает свои действия, объясняя их.
III. Итог. Какие звуки сегодня различали? Чем отличаются эти звуки?
Какие игры вам понравились?
(Когда дети вспоминают игру «Живые звуки», логопед просит детей вспомнить слово, которое собирали и
предлагает одному из детей собрать его из букв «Лошарика») в то время, когда другие дети перечисляют понравившиеся моменты занятия. В заключение все дети проверяют правильность написания слова и прочитывают его на доске.
Сюрпризный момент. Логопед: Галя приготовила для вас сюрприз.
Он в музыкальной шкатулке. (Галя раздаёт детям под музыку конфеты).
|