Музыкальный руководитель Янова Надежда Николаевна. МБДОУ «Детский сад № 10 «Малютка» Г. Тамбов, Тамбовская область
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитания…»
А.С. Макаренко
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим условием формирования целостной личности, по настоящему самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах.
Общеизвестно, что духовно-нравственное воспитание является неотъемлемым компонентом всестороннего развития личности. Положительно — направленные духовно-нравственные чувства, которые способны вдохновить ребенка на благородные поступки, не даны ему в готовом виде от рождения. «Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А. Запорожец.
Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком. Но как направить воспитание в нужное, «верное» русло? Как заложить в него ту основу, которая была бы фундаментом всех дальнейших действий и поступков ребенка, в то время, когда вокруг много того, что идет в разрез с основами духовно-нравственного воспитания. В настоящее время в средствах массовой информации постоянно показывают бизнесменов, политиков, представителей шоу-бизнеса, которых достаточно сложно рассматривать как пример, на который ребенок может ориентироваться в построении образа будущего своего жизненного пути. Давно канули в лету светлые образы космонавтов, шахтеров, врачей и ученых, которые долгое время были идеалами для предыдущих поколений.
Неоднозначна ситуация и в сфере детских передач, которая предлагает недетский юмор и решения в стиле шоу, что не дает возможности получить тот опыт эмоционального сопереживания героям, который так ценен и развивает душевные качества ребенка.
В целом, проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях, на мой взгляд, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений, у современных детей утеряны нравственные ориентиры, ориентиры «общего бытия и общей ценности». Современные родители хотят, чтобы их ребенок был успешен, смог «чего – то добиться в жизни сам». Но очень часто ключевое слово «САМ» из позитивного «самостоятельный» перерастает в негативное «один, единоличный». И как результат в настоящее время становится все больше детей, которые любят играть одни; тех, которых не принимают в игры другие дети; тех, которые умеют общаться только со взрослыми. Воспитанный «для себя» ребенок остается наедине с собой. Он не может научиться строить гармоничные отношения с другими людьми, так как без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна продуктивная совместная деятельность, сотрудничество, радостное общение. Невозможным становится и формирование духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание — это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств, поэтому задача семьи – заложить основы духовно-нравственного воспитания, а детского сада — помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. В одних семьях детей ориентируют — на познание, интеллект, в других – на образование, в третьих – на материальный достаток.
Воспитывая духовно-нравственные качества в ребенке, педагог ориентируется на:
- продуктивный и необходимый для других людей труд, стараясь содействовать тому, чтобы ребенок снова и снова задумывался о том, что он хочет делать, в каких сферах деятельности предполагает самореализоваться;
- четкие представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания и уважения жизни каждого существа;
- уважение к культуре, религии и истории своего народа и к своей стране;
ведь так же как для человека естественно желание гордиться своими родителями, естественно и желание гордиться народом, к которому принадлежишь.
И задача современного педагога дошкольного образования состоит в том, чтобы на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, принимая и поддерживая его индивидуальность, интересы и потребности, учитывая мнения и пожелания родителей, создавать при этом такие условия, которые будут в наибольшей мере способствовать развитию духовно-нравственных ценностей маленького гражданина своей Родины.
|