Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников
Чустеева Анастасия Никитична, воспитатель МБДОУ детский сад № 5 «Теремок», с.Шира
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения.
Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание, с другой, – воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, укреплять российское общество.
Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.
Поликультурное воспитание детей осуществляю в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Включая следующие задачи:
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, республике;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к традициям и обычаям;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о родном крае;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в группе уголка регионоведения. По мере освоения детьми материала, уголок пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагается иллюстрации к сказкам русского и хакасского народов, легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Хакасии и др.
Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи Хакасии, на животный и растительный мир, воспитываем в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
В процессе освоения поликультурного образования использую разнообразные формы работы с детьми: интегрированную непосредственно-образовательную деятельность, объединяющую различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, праздники, театрализованные представления. Благодаря этому, дети уже знают названия и назначение народных игрушек, национальных блюд, легенды, используют в речи русские и хакасские пословицы и поговорки, поют народные песни, используют народную атрибутику в самостоятельных играх.
Комплексную воспитательно-образовательную работу по данному направлению делю на работу с воспитанниками и родителями.
Главные направления в работе с детьми: развитие интереса и обогащение представлений о народных традициях, культуре народов Республики Хакасия; развитие нравственных чувств у дошкольников.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народному творчеству и воспитания нравственных чувств строятся на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора;
- использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
- осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
Главные направления в работе с родителями: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Особое внимание обращаю на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей. В своей работе использую современные здоровьесберегающие технологии, которые являются обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей, формируя у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности: сюжетно-ролевые игры, разнообразные экскурсии, прогулки, соревнования, викторины.
Дошкольное детство – период игры. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие. Для ознакомления детей с природой Хакасии использую как словесные, дидактические, игры-драматизации, так и сюжетно-ролевые и подвижные игры. Чередование таких игр и реальных прогулок формирует осознанно-правильное отношение к лесу и его обитателям, родной земле. Детские спортивные игры играют важную роль в становлении физически развитой личности.
Свои первые впечатления и знания о природе дети чаще всего приобретают из книг с яркими иллюстрациями. Это могут быть сказки, рассказы, стихи, легенды. Они привлекают дошкольников интересным сюжетом, яркостью образов. Сказки воспитывают в детях чувство добра, справедливости и сопереживания. Сказкотерапия используется для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку рассказываю сама, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей в ознакомлении с природой Хакасии является народный фольклор. Использование народных примет, загадок, пословиц, поговорок способствуют не только развитию речи, но и воспитанию любви к родному краю, к своей семье, к своему народу. В группе оформлены уголки русского и хакасского быта. В них представлены ухваты, прялки, русские самовары, и многое другое. Особый интерес у детей вызывают мифы и легенды. Разнообразен и многолик фантастический лик хакасских мифов. В этом мире все, что окружает человека, и его социально-общественные отношения воплощены в мифе. Раскрывая детям всю глубину мифов, открываю им богатство культуры, где каждый мотив или персонаж несут в себе большую смысловую нагрузку.
Большое место в приобщении дошкольников к русской и хакасской культурам занимают национальные праздники. Народная педагогика – это, прежде всего, семейная педагогика. Поэтому к работе по приобщению детей к истокам русского и хакасского народного творчества привлекаю родителей воспитанников. Стало доброй традицией проводить совместные развлечения.
Особая роль в системе работы с дошкольниками отводится народному искусству. Знакомлю детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформлен альбом и собираю материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством хакасского и русского народов.
Применяю также принцип гуманистической направленности, строя доверительные отношения между детьми и мной, проявляя уважение и любовь к детям, стимулируя за активную самостоятельную деятельность. Создавая воспитательное пространство в группе, руководствуюсь личностно-ориентированным подходом, создаю условия для психологического комфорта детей, организуя деятельность детей в соответствии с зоной ближайшего развития.
В результате использования современных педагогических технологий повысилось качество воспитания. Использование технологий и форм организации воспитательной работы помогает развить духовно-нравственную личность с большим творческим внутренним потенциалом. Игровая форма НОД создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
В своей педагогической практике широко использую информационно-компьютерные технологии: создание и представление мультимедийных презентаций, поиск информации в Интернете для создания коллекций информационных источников по различной тематике. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизирую внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Компьютер помогает разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к НОД, праздникам. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- Предъявления информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- Несет в себе новый тип информаций, понятный дошкольникам;
- Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте. В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Современные педагогические технологии, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души каждого человека, началом, порождающим национальное самосознание. Поэтому несу профессиональную ответственность за духовное и нравственное воспитание детей и просвещение родителей по данной проблеме. Успешность работы в данном направлении возможна лишь при постоянном повышении своего педагогического уровня образования. Наиболее интересно и познавательно в нашем детском саду проходят мероприятия, когда каждый педагог имеет возможность принять участие в решении творческих задач. Это — круглый стол, тренинги, семинары-практикумы, ринги, и др. Педагогический коллектив изучает историю и культуру родного края, местный фольклор, произведения народных мастеров, художников, поэтов, культуру других народов мира.
Приобщая детей к культуре своего народа, мы воспитываем гордость и уважение за землю, на которой живем. Поэтому им необходимо знать и изучать культуру своих предков. Все это поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы
- Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа. Абакан. ХРИПКиПРО. 2006.
- Лалетина С.И., Ломкина С.П. Программа «Из поколения в поколение». Шира. 2006.
- Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
|