Кудинова Ирина Борисовна. Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностей

Сказкотерапия как средство формирования семейных ценностейСказкотерапия как средство формирования семейных ценностей

В современном мире людям приходится сталкиваться с множеством изменений, которые в свою очередь, не могут не отразиться на их психологическом состоянии. Социальные перемены затрагивают и семьи, так как эта малая группа наиболее сильно зависит от социально-экономической ситуации в стране. Как следствие этого мы все чаще сталкиваемся с такими проблемами, как обеднение содержания общения в семье, дефицит времени и внимания, которое родители уделяют детям, отсутствие общих интересов и совместного досуга[1].

Все больше времени современные дети проводят перед экранами компьютеров, телефонов, планшетов, отгораживаясь от своих родителей. К сожалению, такую же картину мы видим и со стороны молодых родителей, проводящих больше времени в интернете, и не уделяющих внимания взаимодействию с ребенком. Все это приводит к психологической дезадаптации детей.

 

По мнению большинства специалистов, российская семья сегодня не справляется со своими социальными функциями. Многие педагоги говорят о падении ее педагогического потенциала, престижа семейных ценностей, увеличении числа разводов и снижении рождаемости. В связи с этим демографическая политика в России ориентирована на пропаганду семейных ценностей и социально-психологическую поддержку семьи в кризисных ситуациях.

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является необходимым для нормального развития ребенка. Именно это чувство дает ребенку возможность взаимодействия с внешним миром без страха и опасений, а так же расширяет его личные границы. Родители для ребенка являются источником необходимого жизненного опыта, и именно благодаря им дети учатся определенным моделям поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка[3].

Для гуманизации внутрисемейных отношений, нормализации уклада жизни, развития педагогической компетентности родителей нужна не только педагогическая поддержка, но и комплексный психолого-педагогический подход в работе с семьей. Универсальным психолого-педагогическим средством формирования семейных ценностей, на наш взгляд, является использование метода сказкотерапии.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, люди тянутся интуитивно, на подсознательном уровне. Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы с семьей.

Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при межличностном взаимодействии. Слушая или читая сказки, ребенок накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». На примере героев сказок у детей происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь им определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на свою жизнь, ребенок может встать на путь личностного развития. Зачастую именно благодаря сказкам мы находим выход из той или иной ситуации[5].

Также особое внимание при чтении сказок уделяется развитию речи: активизации и обогащению словарного запаса детей, введение новых понятий, формирование связной речи.

Таким образом, сказкотерапия позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Сказка разворачивает для ребенка его внутренние проблемы и отвечает на важные вопросы. Многократно проживая события сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт[2].

Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя[4].

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах.

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – это главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и мы, взрослые. И, несмотря на то, что мы живем в трудный век, когда произошли кардинальные изменения в системе ценностей людей, важно помнить, что именно семья является тем самым местом, где зарождаются базовые ценности.

В завершении, хотелось бы вспомнить английскую пословицу «Не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя, все равно он вырастет похожим на вас». Когда ребенок видит заинтересованность родителя, в нем самом просыпается интерес. Так как наш проект еще не завершен, и мы продолжаем его реализовывать, мы не можем в полной мере судить о его эффективности, но на наш взгляд мы добились главного – родители стали больше времени проводить с детьми за совместным досугом, у детей появился интерес к художественной литературе, сказкам. И мы очень рады, что «Радужные сказки» помогают детям и взрослым подружиться и почувствовать, какое это счастье — жить в семье полной тепла, уюта и взаимоуважения.

Кудинова И.Б.

Список литературы

  1. Бережная, М. Сказкотерапия как воспитательная система [Текст] / М. Бережная// Искусство в школе. — 2008. — N 2. — С. 60-62.
  2. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников. — СПб.: Речь, 2008.
  3. Калинина Р. Р. Прикоснись к душе ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
  4. Кудряшова, А. Совместное размышление над сказкой. Сказкотерапия в работе с дошкольниками/ А. Кудряшова // Искусство в школе. — 2010. — N 6.
  5. Ульянова, О. В. Использование элементов сказкотерапии в работе с дошкольниками с ОНР / О. В. Ульянова // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 9.
Просмотров: 902
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » Творческий материал ко Дню Семьи




Другие новости по теме:

  • Геворкян Ирина Анатольевна. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Арасланова Анна Викторовна. О формировании семейных ценностей в процессе ООД по английскому языку
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Рудова Ольга Сергеевна. Сказкотерапия при проблемах питания ребенка
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Сергеева Зинаида Витальевна. Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
  • Жамсаранова Ханда Валериевна. Сказкотерапия – как средство развития детей дошкольного возраста
  • Елена Курдюкова. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конспект индивидуальной консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка»
  • Соколова Людмила Викторовна. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Субракова Ольга Александровна. Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи
  • Кривобок Ирина Валентиновна. Сказкотерапия, как инструмент развития
  • Лимонова Марина Аркадьевна. Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Медведева Наталия Васильевна. Сказкотерапия как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
  • Фомина Светлана Константиновна. Сказкотерапия в развитии речи детей
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Рахманюк Ирина Акимовна. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе центра социально-психологической реабилитации детей. Игра-путешествие «В стране добрых сказок»
  • Редактор. Cценарий дня рождения ребенка 4 лет «Четыре времени года»
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Шаврина Наталья Александровна. Семинар — практикум для родителей «Развиваем речь ребенка в дома»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь