Лобанова Дарья Юрьевна. Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое партнерство дошкольной образовательной организации в формировании ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.Педагогическое партнерство ДОО и семьи в формировании ценностей ЗОЖ  детей старшего дошкольного возраста

Исследуя данную тему, мною была выделена актуальность проблемы, она связана с ухудшением здоровья страны на современном этапе социогенеза. Возникает насущная необходимость в глубоком переосмыслении сложившихся ранее представлений о методологических подходах к укреплению здоровья людей. Возникают противоречия между потребностью общества в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения с другой. Так же между имеющимися потенциальными возможностями формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе педагогического партнерства ДОО и семьи и отсутствием моделей педагогического партнерства ДОО и семьи в данном аспекте. Сегодня в сфере дошкольного образования происходят большие изменения, направленные, прежде всего, на улучшение его качества.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает, в качестве основных, следующие принципы:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития и их взаимодействия с людьми
  • приобщения детей к традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДОО является основой для реализации Программы, которая направлена на создание форм партнерства и общения, ролевых и межличностных отношений всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию. Выполнение этих требований во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОО.

Одним из требований к реализации программы дошкольного образования является построение партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Педагогическое партнерство предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости нововведений в партнерские взаимоотношения ДОО с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей, нчиная со старшего дошкольного возраста. Все это позволяет рассматривать методическую работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОО на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм партнерских взаимоотношений ДОО с семьей по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников.

Партнерство предполагает более активное участие семьи в процессе ДОО.

Чтобы можно было доб?ить?ся поставленных целей, необходимо решить ряд задач:

  1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
  2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.
  3. Активизировать и обогащать воспитательные уме?ния родителей.
  4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДОО.

В связи с этим, следует выделить принципы организации взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей сре?ды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в сем?ье и детском коллективе.

4. Индивидуальный подход.

Он необходим не тол?ько в работе с детьми, но и в раб?оте с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чув?ств?ова?ть ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и при?год?итс?я человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, пос?очу?вст?вов?ать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен нах?оди?тьс?я в режиме развития, а не функционирования, представлять соб?ой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального сос?тав?а родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и нап?рав?лен?ия работы детского сада с семьей.

Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского сада и семьи предполагает:

  • изучение семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы)
  • изучение (посредством анк?ети?ров?ани?я) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольной организации
  • систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки)
  • обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольной организации.

Для сближения родителей с ДОО по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни реализуется ряд программ, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с известными спортсменами. Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например проекты, направленные на формирование ценностного отношения к ЗОЖ.

Реализация модели педагогического партнерства позволяет добиться следующих результатов:

  • создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным
  • достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей
  • снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей
  • признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка
  • повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
  • гармонизация детско-родительских отношений
  • повышение уровня включенности родителей в деятельность ДОО
  • эмоциональная взаимоподдержка, атмосфера взаимопонимания, общность интересов
  • контроль родителей за деятельностью дошкольной организации
  • сотрудничество родителей дошкольного возраста с ДОО

Проблема здоровья детеи дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к неи не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.

В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровье сберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами наиболее эффективных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнеишим фактором воздеиствия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связеи. Родительская любовь обеспечивает

детям эмоциональную защиту и психологическии комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздеиствию.

Одинаковые формы взаимодеиствия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированныи подход, учитывать социальныи статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителеи деятельностью ДОО. Необходимо разработать такие новые формы и методы работы с родителями, которые могли бы отвечать задачам ДОО, интересам и потребностям родителеи, возможностям педагогов. Целью работы с родителями, является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и коррекция их педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Для этого педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо выстраивать свою оригинальную модель взаимодеиствия с родителями, направленную на формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Основой модели должно быть не только воспитание физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. создать развивающую среду — пространство самореализации;
  2. помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  3. сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  4. стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутреннеи активности личности;
  5. направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителеи на развитие и закаливание организма ребенка;
  6. формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья. Организуя педагогическое партнерство педагогов и родителеи в формировании здорового образа жизни, необходимо найти ответы на вопросы: «Как заинтересовать родителеи?», «Какие формы взаимодеиствия необходимо разработать?» Для достижения поставленной цели, формирования потребности здорового образа жизни воспитанников и их

родителеи реализуются следующие формы работы: дни открытых двереи, презентация спортивных достижений членов семьи, совместное участие в спортивных состязаниях, праздниках, оформление информационных стендов, консультационная служба «Семья», туристические походы, прогулки. Таким образом, в результате работы по формированию потребности здорового образа жизни воспитанников и их семеи повышается интерес родителеи к двигательной активности своих детеи, прослеживается динамика роста физических качеств. Снижается процент простудных заболеваний. Становится реальностью готовность родителеи к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОО, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детеи появляется устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семеиным традициям в сфере физического воспитания, формируется понятие о вредных привычках и негативное отношение к ним. Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой мной проблеме позволило сделать вывод, что без активного взаимодеиствия в системе «ребенок — родитель — педагог» невозможно эффективное развитие здорового ребенка.

Просмотров: 507
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Аргунова Полина Николаевна. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
  • Боднарюк Марина Васильевна. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании здорового образа жизни воспитанников.
  • Лыжина Надежда Васильевна. Инновационная деятельность учреждения по внедрению современной модели социального партнерства ДОО и семьи
  • Ушакова Елена Юрьевна. Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с родителями на тему 'Уроки Неболейки'.
  • Муравьева Лариса Михайловна. Педагогическая статья на тему: «Здоровая семья – залог здорового ребенка. Роль семьи в воспитании привычки к здоровому образу жизни»
  • Соколова Н. В. Архипова Т. А.. Современные подходы к организации ранней профориентации дошкольников в условиях взаимодействия ДОО с семьей (из опыта работы ДОО).
  • Хахалкина Наталья Тимофеевна. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников в условиях детского сада и семьи
  • Рыдаева Юлия Александровна. Интерактивные формы взаимодействия с родителями по формированию семейного здорового образа жизни
  • Рудницкая Светлана Владиславовна. «Памятка для родителей по формированию правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Сергеева Зинаида Витальевна. Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
  • Булатова Сююмбике Бейтулаевна. Чем Закон об образовании своевременен и полезен для организации деятельности воспитателя ДОО в условиях реализации ФГОС ДОО
  • Герасимова Любовь Михайловна. Взаимодействие ДОО и семьи в процессе социализации дошкольника
  • Оксана Руденская. Роль «Недели семьи» в обеспечении социального партнерства дошкольного учреждения с родителями
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Антосик Ирина Владимировна. ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОО
  • Светлана Викторовна Силантьева. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ
  • Нестерова Оксана Николаевна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР
  • Яценко Светлана Владимировна, Дубко Ольга Владимировна. Современные подходы к построению взаимодействия ДОО и семьи в условиях реализации ФГОС ДО
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Назаренко Ирина Викторовна. Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДОО
  • Тарасенко Инна Николаевна. «Использование технологии проектной деятельности как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО»
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Артамонова Н.В.. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию здорового образа жизни
  • Маранина Ирина Антоновна. Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь