Гребнева Эльмира Абетдиновна, педагог – психолог Республика Коми г. Усинск
Цель: создание благоприятного психологического климата в группе, закрепление умений, необходимых для развития коммуникативных навыков.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный фон в группе;
- развивать умение контролировать свое эмоциональное состояние;
- совершенствовать умение снимать телесное и эмоциональное напряжение;
- развивать мелкую и общую моторику, двигательную активность;
- развивать творческое мышление, память, воображение, восприятие;
- закрепить навыки работы по устной инструкции и показу;
- совершенствовать навыки вербального и невербального общения: умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свой выбор.
- Познакомить с понятием «невербальное общение», «признак предмета».
Скачать конспект
Развивающая среда: коробка с предметами, камешки, стаканчики с водой, заготовки для кораблей, зубочистки, паруса из цветной бумаги, тарелки, крупа греча, горох, поднос, краски, кисти, полотенце.
Ход занятия:
Вводная часть
Ритуал приветствия:
-Упражнение «Цветок» (дети встают в круг, вытягивают обе руки в центр круга – это цветок с закрытыми лепестками, психолог рассказывает о цветах, которые распускаются вечером, дети откидывают руки вверх, в стороны – цветок распускается, при этом говорят «Добрый вечер!»).
-Упражнение «Вместе мы одна семья» (дети встают в круг, повторяют слова и движения за психологом):
Вместе мы одна семья (держатся за руки),
Вместе мы большая лента (большой круг).
Можем мы большими быть (руки вверх),
Можем маленькими быть (руки вниз),
Но никто один не будет (качаем головой).
Сели на стульчики. Психолог приветствует детей.
Основная часть
Упражнение «Дотронься до соседа» ( «Повернулись друг к другу, улыбнулись, поиграем в игру, дети выполняют команды психолога): дотронься до-
- волос соседа
- до ушка
- до кончика носа
- до щечки
- хлопнули в ладоши
- улыбнулись
-пожмите друг другу руку.
Ребята, а как вы считаете, необходимо уметь общаться? Как вы считаете, все люди умеют правильно общаться друг с другом? К сожалению, не все люди, и взрослые, и дети общаются правильно. Общение как в упражнении верное, как вы считаете? А почему нет слов? Общаться можно и без слов. Такое общение называется невербальным. Правильно общаться – это значит как? – по доброму, уважительно, любя, радостно, серьезно (психолог комментирует ответы детей).
Упражнение «Волшебный мешочек» (психолог рассказывает детям, что в руках у нее волшебная коробочка, в ней находятся предметы, необходимо опустить руку, ощутить руками предмет и назвать). Предметы: машинка, мячик, камешек, ватный диск, колокольчик.
Ребята, что вам помогло отгадать предмет? (психолог комментирует ответы детей: ощущали руками). А что вы ощущали? (психолог комментирует ответы детей: холод, тепло, материал, шероховатость, вес, размер, мягкость, твердость, звук).
Все те слова, по которым мы определяем предмет, называется признаком предмета.
Упражнение «Море волнуется раз…» (психолог вместе с детьми проговаривает слова игры: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри…». Дети изображают морские фигуры, игра повторяется 3 раза). «Ну а какие же морские фигуры без моря и кораблей. Мы с вами сейчас сами сделаем и море и корабли».
Дети сидят за одним столом кругом (две парты).
Релаксация (под тихую, спокойную музыку)
«Представьте себе, что вы – разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиками. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне…Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза.
Упражнение «Корабли» (психолог дает детям поэтапную устную инструкцию с показом, дети выполняют, в обязательном порядке инструкцию по безопасности при работе с материалами в упражнении).
- Делаем море — выливаем из стаканчиков воду в один поднос, но так, чтобы воды в стаканчике осталось до отмеченного уровня.
- Придаем цвет морю — синей, голубой краской.
- Дно моря (кладем камешки – настоящие морские камни, зелень – пластмассовые растения, гречу – но сначала перебираем гречу и горох упражнение «Развиваем мелкую моторику», во время выполнения упражнения «Развиваем мелкую моторику» психолог задает детям вопросы: как называется крупа?, какого она цвета?, что готовят из гречи и гороха? Когда горох и греча разложены на кучки, гречу опускаем на дно нашего моря).
- «Корабли» (основа – пенопласт, мачта – зубочистка, парус – из цветной бумаги, цвет паруса выбирают сами дети).
- Пускаем корабли, даем название кораблю, пожелание (психолог дает возможность высказаться каждому ребенку).
Рефлексия
(психолог задает вопросы группе, по ситуации помогает детям правильно сказать)
Ребята, давайте подведем итог занятию, что мы сегодня:
Повторили: приветствовали друг друга, правильно общались, расслабляли организм, работали по устной инструкции и показу.
Узнали: понятие «невербальное общение» и «признак предмета», учились определить предмет по признакам.
(психолог задает вопросы индивидуально)
Тебе понравилось занятие?
Тебе было легко или трудно? В чем?
Ритуал прощания
Психолог дарит детям закладки с рисунком корабля и говорит слова благодарности за занятие.
Список использованных источников
- Н.Ю. Куражева «Цветик – семицветик. Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников». — СП-М «Речь», 2014г.
- Г.А. Широкова «Практикум для детского психолога». — Ростов — на – Дону «Феникс», 2012г.
- Н.В. Алексеева «Развитие одаренных детей». — Волгоград, изд. «Учитель», 2013г.
- Д.Г. Кайль «Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально – игровой деятельности». — Волгоград, изд. «Учитель», 2015г.
- О.А. Степанова «Подготовка детей к школе. Развивающие игры и упражнения». – М, изд. «Творческий центр», 2008г.
|