Лихачева Анна Николаевна, Чибискова Татьяна Георгиевна. «Маленькие хитрости для маленьких художников»

«Маленькие хитрости для маленьких художников»

Авторы:

  • Лихачева Анна Николаевна
  • Чибискова Татьяна Георгиевна

Воспитатели ГБОУ Школа 1467 ДО 4 Город Москва

Обучая ребенка рисовать, мы обязательно знакомим его с произведениями больших художников. Ребенок, что называется, должен «насмотреться» на настоящие картины. Только так у него формируется подлинный художественный вкус и интерес к искусству. И этот принцип относится нс только к детям школьного возраста, но и к дошколятам. Конечно, трехлетке рассматривать большую картину в музее еще сложно: у него пока недостаточно сформированы внимание и способность удерживать воображаемую ситуацию. Зато для него уже доступны книжные иллюстрации. А для детской книги работали прекрасные художники.

 

Скачать презентацию

Мы, однако, привыкли считать, что рассматривание картины или иллюстрации — заданное условие. Картинки в книжках призваны поддерживать внимание ребенка к тексту. Чего же еще?

Это так. Но если мы ставим себе более амбициозную задачу — развивать у ребенка «культурный глаз», тогда нужно учить его смотреть.

Рассматриваем картины

Что ты видишь?

Рассматривание картины естественно начать с вопроса «Что ты видишь?». Скорее всего неискушенный зритель — ребенок ограничится общим ответом: «Здесь нарисован медведь», «Это Буратино». Задача взрослого — побудить малыша рассматривать самые мелкие детали, обратить внимание на подробности, которые поначалу в глаза нс бросаются.

Театр картины

Многое в окружающем ребенок постигает в движении и телесно. Он так устроен. Нс случайно Пиаже называл интеллект малыша психомоторным интеллектом. Конечно, роль движения в постижении мира уменьшается по мере взросления. Но она очень сильна на протяжении всего дошкольного возраста.

Поэтому следующим шагом в рассматривании картины может стать ее пластическое переживание.

Здесь возможны задания: «Представь себя этим персонажем. Можешь встать так же, как он? Как он смотрит? Как повернулся? Он радуется или чем-то расстроен? Откуда ты это знаешь? Можешь посмотреть так же, как этот герой?»

Если мы разглядываем злого персонажа, идентификации с ним требовать нельзя. Но можно давать ребенку «локальные» пластические задания: как он (злодей) сжал кулаки (растопырил пальцы)? Можешь это показать? А также язык высунуть (сжать зубы)? Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.

А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.

Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.

А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.

Что таится в глубине?

«Проникновение внутрь картины» — прием, нередко встречающийся в детской литературе. Герои какой-нибудь сказки с помощью волшебства перешагивают раму и оказываются в пространстве картины. Естественно, они могут увидеть то, что не видно «снаружи».

Можно предложить детям пофантазировать по поводу того, что таится в глубине леса, кто прячется за деревом, кто укрывается в темноте, живет в этом домике, скачет по дороге. Куда ведет эта дорога? Что будет, если повернуть направо? Злой или добрый человек нарисован на картине? Сколько ему лет? Что он может скрывать? О чем мы можем догадаться по его сжатым губам, заплаканным глазам и т.д.?

Фантазировать с детьми лучше тогда, когда они рассматривают незнакомое произведение, а не книжную иллюстрацию, поскольку иллюстрация привязана к конкретному сюжету и уже вписана в некий пространственно-временной ряд других иллюстраций. А незнакомая картина открывает возможности для собственных сюжетных версий.

Описанные приемы связаны с рассматриванием картин и потому не привязаны строго к занятиям по изобразительному искусству. Их можно использовать и для развития речи, и во время чтения книг, и во время походов в музей. 

Просмотров: 559
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Скороход Махабат Алпысовна. Конспект по ООД Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики». (вторая группа раннего возраста).
  • Картины русских художников на тему Пасхи.
  • Шукаева Татьяна Игоревна. Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Рассматривание картины «Зимние забавы»
  • Лебедева Ксения. Конспект НОД по развитию речи на тему: рассматривание сюжетной картины «За обедом» в группе раннего возраста (2-3 года)
  • Авдеенкова Мария Сергеевна. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Рассматривание репродукции картины Саврасова А.К. «Грачи прилетели»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Конспект НОД «Комплексное занятие: формирование целостной картины мира — художественный труд» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
  • Алина Гаязова. Конспект занятия по развитии речи.Тема: Рассматривание картины Ю. Левитана «Весна. Большая вода»
  • Полковникова Ольга Геннадьевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию во II группе раннего возраста Рассматривание картины «Таня и воробьи»
  • Кораблина Алевтина Вячеславовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема: «Рассматривание картины «Покормим птиц»
  • Мишанина Галина Ивановна. Конспект комплексного занятия по программе «Детство» Тема: Рассматривание картины «Белочка»
  • Мусатова Инна Борисовна. Формирование целостной картины мира/экспериментирование НОД «Наши помощники-глаза»
  • Немцова Надежда Анатольевна. НОД в подготовительной группе Тема: «Рассматривание репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». Рисование на тему «Осенний лес»».
  • Федорова Елена Васильевна. Формирование целостной картины мира «Экскурсия в музей народного быта»
  • Беликова Оксана Анатольевна. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА МЕТОДОМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ» С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
  • Зинина Анна Юрьевна. Презентация и Конспект НОД «Формирование целостной картины мира» на тему «Транспорт» во второй младшей группе.
  • Кочурова Л. А., Яблокова И.Ю.. Сценарий образовательной ситуации по формированию целостной картины мира в технологии в старшей группе «Куда пропала вода?»
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Забегаева Людмила Викторовна. Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе на тему 'Мой город'
  • Бокова Наталья Александровна. Конспект деятельности детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Волшебное мыло»
  • Нигуренко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Моя семья»
  • Рощектаева Марина Сергеевна. Презентация в группе раннего возраста по формированию целостной картины мира «Игрушки»
  • Смирнова Елена Павловна. Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира у детей среднего дошкольного возраста «Холодное и горячее».
  • Пантелеева Наталья Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для младшего дошкольного возраста по теме: «Весна пришла».
  • Татьяна Бадаева. Конспект НООД по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группы на тему: «Терпенье и труд – все перетрут».
  • Любовь Евдокимова. Формирование целостной картины мира Тема: «Овощи»
  • Талипова Алсу. Образовательная программа по ФЦКМ - Формирование целостной картины мира
  • Магомедова Калимат Гасановна. Формирование целостной картины мира «Космическое путешествие»
  • Анна Кучерова. Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»
  • Андрюшина Татьяна Егоровна. Конспект занятия по формированию целостности картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие по творчеству С.В. Михалкова»
  • Челядина Светлана Владимировна. Конспект НОД по формированию целостной картины мира (познание) с преследованием интегративного компонента развития и коррекции. ТЕМА: «Насекомые»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь