Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке» Воспитатель: Кучерова А.В. Первая квалификационная категория Цель : познакомить детей в рамках виртуального путешествия «Вот так Африка»! Предварительная работа: • Познавательные рассказы, беседы с общим названием «Животные Африки» - взаимодействие с воспитателями группы и родителями воспитанников (оформление ширмы - передвижки «Рассказываем об Африке»).
Скачать презентацию
• Дидактические игры по теме, подвижные игры, конструирование. • Изготовление оригами «Жираф». • Рисование животных жарких стран. • Рисование животных - самостоятельная художественная изобразительная деятельность в свободное от занятий время. • Создание мини - выставки «Такие разные жирафы». • Дидактические игры «Земля и её жители», «Сравни и подбери», зоологическое лото о животном мире; • Просмотр видеофильма «Африка – путешествие в мечту»; • Просмотр мультфильма « Доктор Айболит»; • Ознакомление с художественной литературы по теме «Африка»; • Рассматривание карты, глобуса; • Чтение и рассматривание энциклопедий. Задачи: Образовательные: • Расширять общее представление о зонах Африки: пустыня, саванна, тропический лес. • Систематизировать знания детей о животных Африки. • Уточнить представление о взаимосвязи строения животного и среды обитания. Развивающие: • Развивать воображение. • Развивать наглядно - образное и логическое мышление. • Развивать навыки самоанализа; формировать самооценку; умение давать оценку своей и чужой деятельности; выражать свою точку зрения. • Развивать умение распознавать эмоции. Речевые: 1.Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, умение поддерживать беседу, легко отвечать на поставленные вопросы, в доброжелательной форме высказывать свою точку зрения. 2.Активизировать словарь: материк Африка, контурная карта, пустыня, саванна, джунгли. Воспитательные: 1. Воспитывать любознательность, активность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира. 2. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в движениях, мимике. 3. Формировать эмоционально - ценностное отношение к миру природы, экологическую культуру. Методические приёмы: -игровая мотивация; -вопросы к детям, беседа; -поощрение; -исследовательская деятельность; -динамическая пауза; -использование ИКТ.
Тип занятия: интегрированное.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Оборудование:
Демонстрационный: мультимедийная установка, информационный накопитель познавательной информацией, контурное изображение материка Африки, картинки животных в конвертах.
Раздаточный:
•конверт с тремя карточками изображений жирафа: весёлого, грустного и задумчивого - для самоанализа.
• демонстрационный: разрезная картинка - материк Африки (для дошкольников упрощённый вариант); презентации «Красная книга», «Африка», картинки бегемота, жирафа, крокодила; изображение трёх домов: зелёного цвета, синего цвета, красного цвета; схемы для показа техники рисования пластилином - жирафа, оборудование для демонстрации: компьютер, проектор;
• музыкальное сопровождение: музыкальная композиция Е. Железновой «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятна пятнышки везде» к физкультминутке;
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: (Чунга-Чанга.) Здравствуйте, меня зовут Чунга – чанга!
Хотите узнать, откуда я к вам прилетела?
Воспитатель: Давайте с вами попробуем собрать картинку и тогда вы узнаете.
(разрезные картинки с изображением материка Африки).
Воспитатель: А вы хотите побывать в Африке? Ответы детей.
Воспитатель: А на чём нам можно туда попасть? Ответы детей:
А давайте мы с вами полетим на ковре самолёте.
Собираем чемоданы
И готовимся в полет
Ждут нас сказочные страны
Африканский мир красот.
Африканский материк
Очарует, удивит.
Садимся на коврик:
Пальчиковая гимнастика
Если в жаркую страну
Я сегодня попаду
(Сжимать и разжимать пальцы рук в кулаки.)
Там пони, зебры, крокодилы,
Попугаи и гориллы.
(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
(Загибаем поочередно пальцы, начиная с мизинца на левой руке)
Хорошо живется им
У них, нету снежных зим.
(Стучат поочередно друг о друга кулачками и хлопают в ладоши. Развести руки в стороны.)
Воспитатель: Вот мы с вами очутились в Африке.
Презентация: «Африка дошкольникам» (повествование сопровождается презентацией).
1 Африка - обширный материк и очень тёплый. По величине, Африка занимает второе место на нашей планете. Природа Африки очень разнообразна.
- Как вы думаете, что обозначает желтый цвет на карте? Ответы детей:
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.
В Африке много пустынь.
- Что такое пустыня, как вы думаете? Ответы детей:
Пустыня от слова пусто, пустынно. Посмотрите, земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком. В пустыне мало растений и животных, там растут кактусы и обитают верблюды, они прекрасно переносят жару, это очень выносливые животные. Самая большая пустыня в мире - Сахара.
А как вы думаете, что означает синий цвет на карте? Ответы детей:
Вот перед нами оказались реки: самая длинная река в Африке, река - Нил. Есть реки и поменьше, например, р. Лимпопо. А вы знаете, в какой сказке рассказывается про реку Лиммпопо? Кто в ней живет? Ответы детей:
В африканских реках водятся огромные крокодилы и бегемоты.
Сейчас мы с вами находимся в саванне. Саванна - это равнина, на которой растёт высокая трава, и встречаются деревья. Ещё в саванне живут разные животные. А вы знаете, какие животные живут в саванне? Ответы детей:
– это антилопы, зебры, буйволы, пасутся они рядом с самыми крупными животными – слонами, жирафами и самыми большими птицами – страусами.
Как вы думаете, каким цветом изображена Саванна на карте? ответы детей: Правильно зеленым.
В некоторых районах Африки растут густые тропические леса – джунгли. В джунглях живут обезьяны, тигры и множество других животных.
Презентация «красная книга».
Воспитатель: В Африке обитают необычные животные. А в нашей стране, где можно их встретить? Ответы детей: Правильно в зоопарке или цирке. Сейчас мы с вами отправимся в зоопарк.
Это - жираф, слон, носорог, лев, зебра, бегемот, крокодил, тигр, обезьяна, верблюд, страус. Все эти животные охраняются и занесены в Красную книгу. (Говоря, воспитатель показывает презентацию этих животных).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю нашим глазкам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз: "Тишина"
Мы устали все чуть - чуть.
Предлагаю отдохнуть.
Отдыхайте наши уши
Тишину мы будем слушать.
И глаза мы закрываем,
И они пусть отдыхают.
В тишине представим море,
Свежий ветер на просторе.
За волной плывет волна,
А в округе тишина.
Все мы глазки открываем
С вами в жмурки поиграем:
Жмуримся и открываем,
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
А давайте с вами немного пофантазируем и представим, что некоторые животные стали жить в домах. Послушайте загадку и определите, кто в каком домике живёт.
Жираф, крокодил и бегемот
живут в разных домах.
Жираф живёт не в красном
и не в синем домике.
Крокодил живёт не в красном
и не в зелёном домике.
Догадайтесь, в каких домиках живут звери: жираф, крокодил и бегемот?
Дети работают с раздаточным материалом, расставляют зверей согласно логическому рассуждению (жираф живёт в зелёном домике, крокодил - в синем, а бегемот - в красном).
Воспитатель: Молодцы, быстро определили. А теперь давайте посмотрим правильно ли вы, расселили животных.
Просмотр слайдов:
Посмотрите на дома и скажите, они похожи на дома ваших животных?
Ответы детей.
А чем они отличаются? Ответы детей.
Правильно формой и величиной.
У крокодила дом какой величины? Ответы детей: (длинный), вытянутый, как и сам крокодил);
у бегемота дом какой формы? Ответы детей: (прямоугольной), чтобы бегемоту было в нём комфортно жить, чтобы он в нём поместился.
А чем же отличается дом жирафа? Ответы детей: (Он высокий.) Почему жирафу необходим именно такой дом? (Потому что у жирафа длинная шея). Определить домик животного нам помогло не только правильное рассуждение, но и форма самих домов.
Воспитатель: – А сейчас пришла пора,
С вами поиграть друзья.
Физкультминутка
В Африке жирафы делают вот так!......................... Руки тянуться вверх, на носочках.
Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк………….... Руки согнуты в локтях и двигаются вверх - вниз.
А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп»……………………………. Хлопают в ладоши.
А слонята топают «топ-топ-топ». ………………………………...…Топают ногами.
И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп»………………...…………. Хлопают в ладоши.
Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг»…………… Прыжки на месте. Руки на поясе.
И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг»……………..………………..… Приседания.
А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку. ……...…...Прыжки на месте. Руки на поясе.
Воспитатель: Да, действительно. Жираф высокий и он нас увидел и прислал приглашение в гости.
Идём по следам: (задание)
1 след – какое животное обитает в пустыне. (Верблюд).
2 след – как называются реки в Африке. (река Нил, Лимпопо).
3 след - кто обитает в реке Нил и Лимпопо? (Крокодилы и бегемоты).
4 след – как называются в Африке густые тропические леса. (Джунгли). 5 след – кто обитает в джунглях? (Обезьяны, тигры).
6 след – какие животные живут в саванне? (Жирафы, слоны, антилопы, зебры и многие другие).
Воспитатель: Вот мы и пришли к жирафу. (Грустный жираф) Здравствуй жираф, а почему ты такой грустный?
Жираф: моих друзей никто не узнаёт, они не похожи на меня, а я не знаю, чем им помочь.
Воспитатель: а что с ними случилось?
Жираф: не знаю.
Воспитатель: Мы с ребятами обязательно тебе поможем, не грусти.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что можно сделать? Ответы детей:
Воспитатель: ну, тогда, я вас приглашаю в мастерскую, где мы будем рисовать. Только рисовать мы с вами будем не красками, а пластилином.
А вы знаете, как называется техника рисования пластилином? Ответы детей:
Воспитатель: рисование пластилином называется пластилинография.
Показ и разбор схем: «Что надо сделать сначала?»
1. Отщипнуть от большого куска пластилина маленький кусочек.
2. Скатать колбаску.
3. Положить её на контур, прижать пальцами.
4. Размазать по поверхности.
Приступайте к работе. (Воспитатель следит за процессом работы, по ходу оказывает индивидуальную помощь).
Воспитатель: Не забудьте доделать нужные детали (пятна, глаза). Для этого у вас на столах лежит пластилин другого цвета: посмотрите, какие красивые жирафы у вас получаются!
Воспитатель: Вот жирафы наши готовы. Отнесём их жирафу.
(появляется жираф весёлый)
Жираф: Спасибо вам большое, теперь у меня много друзей и вы тоже мои друзья!!! Давайте с вами поиграем?
Музыкальная физкультминутка
"У жирафа пятна, пятна, пятна пятнышки везде"
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. - Давайте попрощаемся с этой замечательной страной. Скажем: - «До свидания, милая Африка! ».
«До свидания Африка
Волшебная страна.
Здесь было интересно
Прекрасно и чудесно
Но нам домой пора»
(Дети садятся на коврик)
Воспитатель: Мне очень понравилось путешествовать с вами по Африке.
Вы помогли жирафу, теперь у него много друзей.
А сейчас я предлагаю вам самим оценить, как вы сегодня занимались, и всё ли у вас получилось.
Воспитатель раздаёт конверты (для каждого ребёнка) с тремя жирафами: грустным, весёлым и задумчивым. Дети рассматривают карточки с изображением жирафа.
Кто всем доволен, поднимите весёлого жирафа;
Кто считает, что мог бы и немного лучше справиться с заданием, поднимите задумчивого жирафа;
А те, кто не доволен результатами своей работы, поднимите грустного жирафа.
Дети достают из конвертов карточки с изображением жирафов и выбирают ту эмоцию жирафа, которая соответствует их самоанализу.
|