Конспект занятия по формированию целостности картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие по творчеству С.В. Михалкова»
Задачи:
Образовательные:
- формировать интерес к книге, используя творчество детского писателя С.В. Михалкова;
- обогащать и систематизировать знания детей о творчестве С.В. Михалкова;
- формировать умение высказывать предположения и делать простейшие умозаключения;
- обогащать и активизировать словарь
- побуждать детей активно участвовать в беседе.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, любознательность; расширять кругозор
- развивать речь, мышление, построение высказывания, помогая детям более точно охарактеризовать объект, ситуацию
- развивать умение рассматривать предметы, направляя внимание на их принадлежность (произведению)
- совершенствовать навыки выделять в процессе восприятия из нескольких высказываний одно — верное.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к культуре родной страны
- воспитывать активное слушание
- воспитывать культуру поведения при общей дискуссии
- воспитывать умение работать сообща.
Здоровьесберегающие:
- развивать у детей желание заботиться о сохранении собственного физического здоровья
- формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах их предотвращения.
Методы и приемы:
Практические: игра;
Наглядные: показ, демонстрация;
Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.
Материалы и оборудование:
- книги С.В. Михалкова
- иллюстрации к книгам (картинки размером А4)
- портрет С.В. Михалкова
- предметы из произведений С.В. Михалкова
- материалы к опыту по стихотворению С. Михалкова «Сашина кашка»
- раздаточный материал: зеркала
- фонограмма: «Песенка друзей» С.В. Михалкова
- медали-монеты
- медали «Юный книголюб»
- цветы (красные, желтые)
- волшебная палочка к игре «Поделись мечтой»
- мяч для игры «Слова – мячики»
Образовательная деятельность:
- Дети входят в группу (звучит «Песенка друзей» — фонограмма).
В-ль: У нас сегодня гости; поприветствуем гостей!
Дети: Доброе утро!
В-ль: Надеюсь, утро будет не только добрым, но и интересным!
В-ль: А сейчас, ребята, подойдите к зеркалам и
- посмотрите на свою улыбку, широкую улыбку,
- а теперь – покажите поцелуй – губки в трубочку и попеременно: улыбка-поцелуй (8 раз).
Давайте наши добрые улыбки и нежные поцелуи пошлем вверх, всем, кто рядом, чем порадуем присутствующих. Спасибо!
В-ль: Ребята, 2015 год в нашей стране объявлен годом литературы, поэтому наш народ очень старается уделить внимание книгам, библиотекам, писателям и поэтам. Мы с вами тоже уже познакомились с творчеством детских писателей. А кто скажет: с творчеством каких писателей мы уже знакомы? (С. Маршака, К. Чуковского, С.В. Михалкова).
(Входит девочка)
_ Здравствуйте! Я – Любознайка! Так назвали меня в библиотеке, где я читала детскую Энциклопедию. Я действительно люблю читать книги и хочу все знать, но однажды Мудрый человек спросил меня: «Как бы жили мы без книг?» Я не ответила и даже в энциклопедии не нашла ответа. Мудрец сказал: «Найдешь ответ — обретешь друзей!»
Скажите, у Вас есть умные детки? Мне очень хочется обрести друзей, но сначала узнать – «А как бы жили мы без книг?»
В-ль: Какая любознательная девочка! У нас есть и умники и умницы. Ребята, сумеем найти ответ на очень интересный вопрос: «Как бы жили мы без книг?»? (Да).
А помогут нам книги С.В. Михалкова. Мы приглашаем тебя, Любознайка, в наше «Путешествие по творчеству С. Михалкова».
Любознайка: Спасибо, Мудрец подарил мне волшебный лучик, может он нам поможет, вот, возьмите.
В-ль: Спасибо, милая! Мы сейчас же проверим силу волшебства этого подарка.
«Путь нам лучик освети, в галерею приведи».
Вот мы и в картинной галерее, а здесь столько картин!
Скажите ребята, к каким произведениям Михалкова эти картины являются иллюстрациями? (Ответы детей).
В-ль: Молодцы, Вы справились с первыми заданиями и вспомнили произведения С. Михалкова.
А сейчас «Лучик, путь нам освети в «Мини-музей» нас приведи!»
Вот мы и в музее предметов, уверяю Вас, здесь очень интересно:
Ребята, мы должны узнать, из каких произведений С. Михалкова эти предметы?
Вопрос 1-ый: из какого произведения предметы на витраже (ремень и часы)?
Ответ: эти вещи из стихотворения «Не спать!» и т. д. (по каждому произведению).
В-ль: А теперь хочется поближе прикоснуться к творчеству С. Михалкова и поискать ответ на вопрос «Как бы жили мы без книг» в различных произведениях этого детского писателя.
«Лучик, путь нам освети на телестудию нас приведи!»
Вот мы и в Останкино! Смотрите, ребята, какое здесь оборудование, я думаю именно здесь снимают передачу «Жить здорово». Вот какой вопрос приготовили для нас ведущие этой передачи: из какого произведения эти строки?
«Это только трус боится…» (Ответ: «Прививка»)
-Чему учит это произведение?
-А что было бы, если бы детям не прочитали это стихотворение?
-А эти строки из какого произведения?
«Когда он вслух читает, Поймешь едва-едва: И буквы он глотает, И целые слова». (Ответ: «Сашкина каша»)
В-ль: Верно, ребята;
«Живет на свете Саша, Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, не гречневая каша, Не манка, не овсянка, на сладком молоке …
-А что во рту у Саши? (Ответ: слова.)
В-ль: а что значит выражение «И буквы он глотает, и целые слова»? (Ответ: Не произносит.)
В-ль: почему от так произносит слова, что сам тому не рад?
Он скажет: «До свидания», а слышится- «До здания!» (Ответ: он спешил, как будто кто-то тонет, а он бежит спасать…)
В-ль: Я, ребята, вас хотела предупредить и показать, что будет, если вы, не успев подумать, будите произносить слова в спешке. (ОПЫТ).
В-ль: чему учит стихотворение «Сашина каша»? (Ответы детей).
-Ребята, мы долго путешествовали, может посидим на скамеечке? Тут не далеко. (Расселись на двух скамейках). Ну вот, и часы остановились. Что же делать? (Ответы).
–А в каком произведении С.В. Михалков пишет о часовом мастере? ( «Часы»).
–Что случилось бы, если бы все часы остановились? (Ответы). Молодцы! Я думаю, Любознайке понравились ваши ответы. Мы так хорошо сидим, размышляем.
- Скажите, герои какого произведения С. Михалкова сидели на скамейке и спорили? ( «А что у вас?»)
-О каких профессиях мам говорится в произведении? (Ответы)
-А хотите Любознайке рассказать о профессиях ваших мам? (Да)
Тогда поиграем в игру «А что у вас?» (Игра)
Какая же профессия мам самая важная? ( «мамы всякие важны, мамы всякие нужны»)
–Откуда вы знаете эти строки? (Ответ) Значит снова С.Михалков нам помог нам узнать о том, что надо уважать труд всех людей различных профессий. А что бы трудиться, надо быть здоровыми,
заниматься физкультурой. Давайте выйдем на полянку и станем в круг на физкультурную минутку «Лесной переполох». (Физкультминутка).
В-ль: Ребята, у меня для вас новость: С.В. Михалков писал не только стихи и сказки, но ещё и басни, он – баснописец. Скажем новое для вас слово «баснописец» хором. Баснописец – человек который басни пишет. Вы конечно же догадались, что это слово сложное, а мы знаем много сложных слов. Я предлагаю Любознайке поиграть в любимую нашу игру «Слова – мячики». (Дети ловят мяч и произносят нужное сложное слово согласно заданию воспитателя: книги любит? — книголюб! И т. д.) А сейчас я прочту вам басню С. Михалкова, которая называется «Ошибка». (Присядем на скамеечки и послушаем басню.)
- Словарная работа: слово «наутёк».
– Вопросы по содержанию басни: 1)кто главные герои басни?
2)Каким вам показался заяц?
3)Басня называется «Ошибка». Как вы думаете, почему? 4)Только ли журавль ошибся? В чём ошибся заяц?
5)Чему учит басня «Ошибка»? (Ответы детей)
В-ль: Конечно же заяц не старался победить в себе страх, он даже не мечтал об этом!
Ребята, расскажите Любознайке, о чём мечтал герой книги С. Михалкова «Не спать»? (Ответ)
– Чему учит нас книга «Не спать»? (Ответы).
В-ль: Я полагаю – Любознайке интересно узнать о чём мечтаете вы?
Давайте поиграем в игру «Поделись мечтой».
(Правило игры: рассказывать по схеме: «я мечтаю.., потому что…) (Дети передают по кругу волшебную палочку, рассказывает тот, у кого в руках палочка).
В-ль: Ребята, а что нужно, чтобы ваши мечты сбылись? (Ответы). Я уверена, что все ваши мечты сбудутся, вы выучитесь и станете тем, кем мечтали стать.
– Скажите, а зачем люди ходят на работу? (Ответы).
- А вам хотелось бы заработать сейчас? (ответы). Тогда ещё раз обратимся к волшебному лучику: «Ну ка, ЛУЧИК, посвяти, в Останкино нас снова приведи!» Вот мы снова в телестудии на передаче «Кто хочет стать миллионером?» и с вами играет Дмитрий Дебров, ведущий этой передачи. Вы будите играть командой, но постараться должен каждый. Сначала скажите: «Какое произведение С Михалкова начинается со слов: «Я сегодня сбилась с ног…» (Ответы)
- Что значит выражение «сбилась с ног»? (Ответы). А теперь вам надо ответить на вопросы Деброва, выбрав из трёх ответов один верный. Слушаем первый вопрос… (и т. д. Дети получают «золотую» монету каждый, кто правильно ответит на вопрос и складывают в общую щкатулку).
В-ль: Я рада за вас, вон сколько заработали! Но это ещё не всё, надо ответить на главный вопрос: — Чему учит произведение «Мой щенок»? (Ответы).
Ребята, а хотите посмотреть, что интересного в год литературы в нашей библиотеке? (да)
Попросим Лучика ещё раз нам помочь:
Дети: Лучик, путь нам освети, в библиотеку приведи!
В-ль: — Ребята, да мы на выставку книг попали! А кто автор всех этих книг? (С. Михалков)
Посмотрите, как интересно, я вижу Сергей Михалков тоже думал о том «Как бы жили мы без книг?» и даже написал стихотворение под таким названием. Послушайте, как он отвечает на этот вопрос:
«Мы дружны с печатным словом. Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали б ничего.
Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если б не было бы книг?»
В-ль: Ребята, садитесь на стульчики, и я предлагаю вам поразмышлять, чтобы ответить на вопрос С. Михалкова – представить на миг, «Как бы жили мы без книг?.. Что бы делал ученик, если б не было бы книг?» (Ответы). Я предлагаю пофантазировать: что хорошего в том, что ученики не будут ходить в школу? А что плохого в этом? (Ответы детей).
В-ль: Давайте решим для себя, ребята: хорошо жить без книг или плохо? Нужны нам книги или не нужны?
- Ну вот, Любознайка, теперь ты знаешь ответ на вопрос «Как бы жили мы без книг».
Любознайка: Да, спасибо вам ребята, вы настоящие друзья!
В-ль: прав был мудрец, ты обрела много друзей сегодня.
Как ты думаешь, наши ребята любят книги? Можно ли их назвать книголюбами?
Любознайка: Очень любят, поэтому я хочу каждому из них подарить медаль «Юный книголюб».
В-ль: Ребята, а я хочу напомнить вам, что найти ответ на вопрос Любознайки нам помогли книги замечательного писателя С.В. Михалкова:
Басни и стихи его знают все до одного.
Не прочтёшь нигде такого, только в книжках Михалкова!
В-ль: Любознайке в память о нашей встрече я подарю книгу С. Михалкова, а вас, ребята, я попрошу вот о чём: если вам понравилось наше путешествие по творчеству С. Михалкова, возьмите себе красный цветок, а если не очень – жёлтый. И поставим букет из этих цветов к портрету С.В. Михалкова. И спасибо всем за это увлекательное путешествие!
Данные об авторе:
Андрюшина Татьяна Егоровна
МАДОУ д/с №8 «Родничок»
Воспитатель высшей категории
г. Грязи Липецкой области
Конспект занятия по формированию целостности картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие по творчеству С.В. Михалкова»
Lara-z69@yandex. ru
|