МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» г. Сергиев Посад Составила: воспитатель Бадаева Татьяна Юрьевна 2014 год Тема: «Терпенье и труд все перетрут» Программное содержание: 1. Воспитывать уважение к труду людей, трудолюбие, отзывчивость, гордость за мастерство нашего народа. 2. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности (трудолюбие и лень) и нравственного самосознания (добросовестность, благожелательность). 3. Углублять знания детей о декоративно-прикладных промыслах (дымковская и богородская игрушки, хохлома, гжель). 4. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. 5. Развивать умение воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира; мышление, внимание, речь Предварительная работа:
Беседы с детьми об истории возникновения и производства декоративно-прикладных ремесел, «Трудолюбие и лень», «Когда бывает скучно»; заучивание стихотворений о декоративно-прикладных искусствах, пословиц о труде; чтение художественной литературы: «Приглашение к труду» Я. К. Грот, «Трудолюбивый и ленивый брат», «Без чего не проживешь?» С Сапожникова, «Лентяй и солнце» В. Сухомлинский. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Используемый материал: игра «Собери картинку », иллюстрации с инструментами для изготовления богородской игрушки, дымковской игрушки, хохломы и гжели, стихотворение С. Сапожникова «Без чего не проживешь?» мольберт (2шт.), фланелеграф (2шт), богородские и дымковские игрушки, хохлома и гжель, глина, бревно липы, платки, ленты, баранки, русский народный костюм, магнитофон, аудиозапись русской народной песни «Ярмарка». Ход НООД Дети заходят в группу, встают полукругом. Здороваются с гостями. Звучит песня «Ярмарка» (народная). Воспитатель: Это что за чудеса Слышу звуки я друзья Посмотрите, оглянитесь Вдруг здесь что-то изменилось? Дети: Здесь ярмарка. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (Объяснения детей). Воспитатель: Правильно. Это площадь, на которую приезжают мастера со своим товаром и продают его с песнями, играми, плясками. А вы хотите побывать на ярмарке? Дети: Да. Воспитатель: Нам на ярмарку друзья Надо бы сходить Разглядеть товар умельцев Кое-что купить.
(Воспитатель замечает грустного ребенка)
Что ж Данилка ты не весел
Что ж ты нос то свой повесил?
Ребенок: Сотворить хотел я чудо
Сделать что-нибудь для вас
Принимался за работу
Я конечно же не раз
Было много неудач
Пробовал и так и сяк
Ничего не получалось
В этих маленьких руках.
Воспитатель: Данечка, ты не грусти
С нами на ярмарку
Ты поспеши
Как трудились мастера
Тебе расскажет детвора.
(Дети и воспитатель подходят к 1 столу – выставка гжели)
Воспитатель: Ребята, что стоит на столе?
Дети: На столе стоит гжельская посуда.
Воспитатель: Как появилась эта посуда нам расскажет (имя ребенка).
1. Рассказ ребенка о возникновении гжели.
Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, необычную. Они не только лепили, но и расписывали ее синей краской разных оттенков.
Воспитатель: А как делали гжельскую посуду нам расскажет (имя ребенка).
2. Рассказ ребенка о технологии производства.
Сначала глину очищают, добавляют в нее воду. Когда она станет похожа на густое молоко, ее заливают в специальные формы. Потом изделия сушат. После сушки смотрят, чтобы на изделии не было трещин. А если трещины есть их промазывают мокрой тряпочкой. Затем изделие ставят в печь. Далее его расписывают точками и прямыми линиями, бордюрами, капельками, цветами и птицами.
Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о гжели.
3. Стихотворение о гжели.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая гжель..
Воспитатель: Ребята, как вы думаете легко или сложно делать такую посуду? (Ответы детей). А почему вы так думаете?.
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей).
Кто не работает, тот не ест.
Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Объяснения детей).
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Терпенье и труд все перетрут. (Объяснения детей).
Глаза страшатся, а руки делают.
Ребенок: Да дело мастера боится
Но для того, чтобы трудиться
Надо очень много знать
И знания свои
Умело применять.
Воспитатель: Молодец Данила. Ты все правильно понял.
(Дети и воспитатель подходят ко 2 столу –выставка дымковской игрушки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые, яркие игрушки. Скажите, пожалуйста, а как называются эти игрушки?
Дети: Эти игрушки называются дымковскими.
Воспитатель: Правильно. О том как появились эти игрушки нам расскажет (имя ребенка).
1. Рассказ ребенка о возникновении дымковской игрушки.
В селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные игрушки. Они давно украшают праздники и ярмарки. Изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. Их лепили и дети, и взрослые. В летние месяцы заготавливали глину, а зимой лепили игрушки.
Воспитатель: А как делают эти яркие, красивые игрушки нам расскажет (имя ребенка).
2. Рассказ ребенка о технологии производства.
Красную мягкую глину смешивают с мелким просеянным песком, мнут и лепят из нее фигурку. Чтобы игрушка была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпкой. Потом два – три дня игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда фигурки остынут, их обмакивают в смесь молока и мела, а затем их расписывают разноцветными красками. Используют красный, желтый, синий, зеленый, черный цвета. Узор составляют из точек, кругов, прямых и волнистых линий.
Воспитатель: Ребята, (имя ребенка) знает стихотворение о дымковской игрушке, которое нам сейчас прочитает.
3. Стихотворение о дымковской игрушке.
Посмотри, как хороша эта девица – душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива
Как лебедушка плывет песню тихую поет.
Танец «Дымковская игрушка».
Воспитатель: Молодцы. Хорошо все станцевали. Дальше нам идти пора.
(Дети и воспитатель подходят к 3 столу – выставка хохломы)
Воспитатель: О том как появилась эта замечательная посуда нам расскажет (имя ренка).
1. Рассказ ребенка о возникновении хохломы.
Свое название промысел получил от торгового села Хохлома. Мастера, которые жили рядом с ним, возили туда для продажи сделанную ими расписную деревянную посуду, да необычную. Богатые люди в те времена ели из золотой и серебряной посуды. У бедных на нее денег не было. Вот и придумали они расписывать деревянные изделия, так чтоб они стали похожи на золотые
Воспитатель: А как делают эту красивую посуду нам расскажет (имя ребенка).
2. Рассказ ребенка о технологии производства.
Изделия сначала вытачивают из дерева. Замазывают его разведенной в воде глиной. После высыхания натирают льняным маслом. Изделие становится гладким и блестящим. Затем его ставят в печь. А когда оно высохнет смазывают изделие специальным раствором несколько раз. Потом натирают изделие металлическим порошком – алюминием и рисуют на нем ягоды, листья, цветы, травку, завитки. Когда роспись закончена, изделия ставят в печь, а потом смазывают лаком и снова ставят в печь. От жара посуда меняет свой цвет и становится золотой.
Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о хохломе.
3. Стихотворение о хохломе.
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя хохлома!
Воспитатель: А на ярмарке на нашей
Разрешается играть
Подходи честной народ
Разбирай картинки
Слушай правило, дружок,
Выполняй активно.
Игра «Собери картинку»
Разрезные картинки гжели и хохломы. Дети берут часть картинки и собирают на фланелеграфе целую картинку.
Ребенок: Мои милые друзья
Посмотрите – ка сюда
Много здесь игрушек разных
Разбегаются глаза
Как их делают скорее
Расскажите, детвора!
(Дети и воспитатель подходят к 4 столу – выставка богородской игрушки)
Воспитатель: Хорошо, Данила, ребята тебе расскажут как делают богородскую игрушку, но сначала послушай историю о том как она появилась, которую нам расскажет (имя ребенка).
1. Рассказ ребенка о возникновении богородской игрушки.
В маленькой деревеньки, рядом с Сергиевом - Посадом жила бедная семья и было у них много детей. Решила мама сделать им куклу. Вырезала она из бревнышка игрушку. Поиграли дети куклой, а потом он6а им надоела. Отец отвез ее на ярмарку. Деревянную игрушку купили и еще заказали. Так и появилась богородская игрушка.
Воспитатель: О том как делают богородскую игрушку нам расскажет (имя ребенка).
2. Рассказ ребенка о технологии производства.
Делают богородскую игрушку из мягкого дерева липы. Сначала бревна хорошо просушивают. Затем заготовку игрушки вырубают топором, а потом острым специальным ножом выполняется резьба. Большая часть богородских игрушек не раскрашивается, а некоторые из них могут двигаться.
Воспитатель: Сейчас нам (имя ребенка) прочитает стихотворение о богородской игрушке.
3. Стихотворение о богородской игрушке.
«Богородская игрушка».
О. Киселева (Сергиев Посад)
Богородская игрушка – деревянная зверюшка.
Мишка, зайка, петушок – полюбуйся – ка дружок!
Мастера взялись за дело –
Вырежут из липы белой
Или мишку – кузнеца
Или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки – подружки
Весело зерно клюют –
С ними радость и уют.
Воспитатель: Рассмотрели много мы изделий
А теперь, друзья, пришла пора
Рассказать Данилке нашему
Какие в России живут мастера.
Словесная игра «Какой мастер?»
Дети подбирают прилагательные к слову мастер.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста как вы понимаете пословицу:
«Ремесло пить – есть не просит, а хлеб приносит». (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас, ребята, (имя ребенка) нам прочитает стихотворение
С. Сапожниковой «Без чего не проживешь?»
Воспитатель: На ярмарке все мы друзья побывали
О многом Данилке вы все рассказали.
Что вам запомнилось? (Подведение итогов)
Воспитатель: Богат умельцами
Наш край родной.
Дети: Труд мастеров мы уважаем
Вам сейчас мы обещаем
Что будем учиться, и будем трудиться
И никогда, никогда мы не будем лениться!
Воспитатель: Наши дети трудолюбивы, и изготовили для гостей сувениры, которые Вам сейчас и подарят.
Используемая литература.
1. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России,2006. – 256с.
2. Бойчук И. А, Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 416с.
3. Шевченко Л. А. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей.
Книга 2. Хорошо – плохо. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.; Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 96с.
4. Альбом «Народные художественные промыслы России» Сост. Антонов В. П.
М.: 1998.
5. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.
6. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII – XX веков. – М., 1960.
7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 415с.
8. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с. ил./ (Серия: «Из опыта педагога»)
9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 175с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений)
|