Татьяна Бадаева. Конспект НООД по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группы на тему: «Терпенье и труд – все перетрут».

Конспект НООД по формированию целостной картины мира в подготовительной к  школе группы на тему: «Терпенье и труд – все перетрут».МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13» г. Сергиев Посад
Составила: воспитатель Бадаева Татьяна Юрьевна 2014 год
Тема: «Терпенье и труд все перетрут»
Программное содержание:
1. Воспитывать уважение к труду людей, трудолюбие, отзывчивость, гордость за мастерство нашего народа.
2. Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности (трудолюбие и лень) и нравственного самосознания (добросовестность, благожелательность).
3. Углублять знания детей о декоративно-прикладных промыслах (дымковская и богородская игрушки, хохлома, гжель).
4. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
5. Развивать умение воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира; мышление, внимание, речь
Предварительная работа:
Беседы с детьми об истории возникновения и производства декоративно-прикладных ремесел, «Трудолюбие и лень»,  «Когда бывает скучно»; заучивание стихотворений о декоративно-прикладных искусствах, пословиц о труде; чтение художественной литературы: «Приглашение к труду» Я. К. Грот, «Трудолюбивый и ленивый брат», «Без чего не проживешь?» С Сапожникова, «Лентяй и солнце» В. Сухомлинский.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Используемый материал: игра «Собери картинку », иллюстрации с инструментами для изготовления богородской игрушки, дымковской игрушки, хохломы и гжели, стихотворение С. Сапожникова «Без чего не проживешь?»  мольберт (2шт.), фланелеграф (2шт), богородские и дымковские игрушки, хохлома и гжель, глина, бревно липы, платки, ленты, баранки, русский народный костюм, магнитофон, аудиозапись русской народной песни «Ярмарка».
Ход НООД
Дети заходят в группу, встают полукругом. Здороваются с гостями.
Звучит песня  «Ярмарка» (народная).
Воспитатель: Это что за чудеса
Слышу звуки я  друзья
Посмотрите, оглянитесь
Вдруг здесь что-то изменилось?
Дети: Здесь ярмарка.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (Объяснения детей).
Воспитатель: Правильно. Это площадь, на которую приезжают мастера со своим товаром и продают его с песнями, играми, плясками.  А вы хотите побывать на ярмарке?
Дети: Да.
Воспитатель: Нам на ярмарку друзья
Надо бы сходить
Разглядеть товар умельцев
Кое-что купить.

(Воспитатель замечает грустного ребенка)

Что ж Данилка ты не весел

Что ж ты нос то свой повесил?

Ребенок: Сотворить хотел я чудо

Сделать что-нибудь для вас

Принимался за работу

Я конечно же не раз

Было много неудач

Пробовал и так и сяк

Ничего не получалось

В этих маленьких руках.

Воспитатель: Данечка, ты не грусти

С нами на ярмарку

Ты поспеши

Как трудились мастера

Тебе расскажет детвора.

(Дети и воспитатель подходят к 1 столу – выставка гжели)

Воспитатель: Ребята, что стоит на столе?

Дети: На столе стоит гжельская посуда.

Воспитатель: Как появилась эта посуда нам расскажет (имя ребенка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении гжели.

Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее посуду разную, необычную. Они не только лепили, но и расписывали ее синей краской разных оттенков.

Воспитатель: А как делали гжельскую посуду нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Сначала глину очищают, добавляют в нее воду. Когда она станет похожа  на густое молоко, ее заливают в специальные формы. Потом изделия сушат. После сушки смотрят, чтобы на изделии не было трещин. А если трещины есть их промазывают мокрой тряпочкой.  Затем изделие ставят в печь. Далее его расписывают точками и прямыми линиями, бордюрами, капельками, цветами и птицами.

Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о гжели.

3. Стихотворение о гжели.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская звонкая гжель..

Воспитатель: Ребята, как вы думаете легко или сложно делать такую посуду? (Ответы детей). А почему вы так думаете?.

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о труде? (Ответы детей).

Кто не работает, тот не ест.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.  (Объяснения детей).

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Терпенье и труд все перетрут.    (Объяснения детей).

Глаза страшатся, а руки делают.

Ребенок: Да дело мастера боится

Но для того, чтобы трудиться

Надо очень много знать

И знания свои

Умело применять.

Воспитатель: Молодец Данила. Ты все правильно понял.

(Дети и воспитатель подходят ко  2 столу –выставка дымковской игрушки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые, яркие игрушки.  Скажите, пожалуйста, а как называются эти игрушки?

Дети: Эти игрушки называются дымковскими.

Воспитатель: Правильно. О том как появились эти игрушки нам расскажет (имя ребенка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении дымковской игрушки.

В селе Дымково живут замечательные умельцы, которые делают из глины забавные, очень яркие и радостные игрушки. Они давно украшают праздники и ярмарки. Изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. Их лепили и дети, и взрослые. В летние месяцы заготавливали глину, а зимой лепили игрушки.

Воспитатель: А как делают эти яркие, красивые игрушки нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Красную мягкую глину смешивают с мелким просеянным песком, мнут и лепят из нее фигурку. Чтобы игрушка была гладкой, ее заглаживают мокрой тряпкой. Потом два – три дня игрушки подсыхают в комнате.  Затем их обжигают в печах.  Игрушки становятся твердыми. Когда фигурки остынут, их обмакивают в смесь молока и мела, а затем их расписывают разноцветными красками. Используют красный, желтый, синий, зеленый, черный цвета.  Узор составляют из точек, кругов, прямых и волнистых линий.

Воспитатель: Ребята, (имя ребенка) знает стихотворение о дымковской игрушке, которое нам сейчас прочитает.

3. Стихотворение о дымковской игрушке.

Посмотри, как хороша эта девица – душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива

Как лебедушка плывет песню тихую поет.

Танец «Дымковская игрушка».

Воспитатель: Молодцы. Хорошо все станцевали. Дальше нам идти пора.

(Дети и воспитатель подходят к 3 столу – выставка хохломы)

Воспитатель: О том как появилась эта замечательная посуда нам расскажет (имя ренка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении хохломы.

Свое название промысел получил от торгового села Хохлома. Мастера, которые жили рядом с ним, возили туда для продажи сделанную ими расписную деревянную посуду, да необычную. Богатые люди в те времена ели из золотой и серебряной посуды. У бедных на нее денег не было. Вот и придумали они расписывать деревянные изделия, так чтоб они стали похожи на золотые

Воспитатель: А как делают эту красивую посуду нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Изделия сначала вытачивают из дерева.  Замазывают его разведенной в воде глиной. После высыхания натирают льняным маслом.  Изделие становится гладким и блестящим. Затем его ставят в печь.  А когда оно высохнет смазывают изделие специальным раствором несколько раз. Потом натирают изделие металлическим порошком – алюминием  и рисуют на нем ягоды, листья, цветы, травку, завитки.  Когда роспись закончена, изделия ставят в печь, а потом смазывают лаком и снова ставят в печь. От жара посуда меняет свой цвет и становится золотой.

Воспитатель: Ребята, нам сейчас (имя ребенка) прочитает замечательное стихотворение о хохломе.

3. Стихотворение о хохломе.

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя хохлома!

Воспитатель: А на ярмарке на нашей

Разрешается играть

Подходи честной народ

Разбирай картинки

Слушай правило, дружок,

Выполняй активно.

Игра «Собери картинку»

Разрезные картинки гжели и хохломы. Дети берут часть картинки и собирают на фланелеграфе целую картинку.

Ребенок: Мои милые друзья

Посмотрите – ка сюда

Много здесь игрушек разных

Разбегаются глаза

Как их делают скорее

Расскажите, детвора!

(Дети и воспитатель подходят к 4 столу – выставка богородской игрушки)

Воспитатель: Хорошо, Данила, ребята тебе расскажут как делают богородскую игрушку, но сначала послушай историю о том как она появилась, которую нам расскажет (имя ребенка).

1. Рассказ ребенка о  возникновении богородской игрушки.

В маленькой деревеньки, рядом с Сергиевом - Посадом жила бедная семья и было у них много детей. Решила мама сделать им куклу.  Вырезала она из бревнышка игрушку.  Поиграли дети куклой, а потом он6а им надоела. Отец отвез ее на ярмарку. Деревянную игрушку купили и еще заказали. Так и появилась богородская игрушка.

Воспитатель: О том как делают богородскую игрушку нам расскажет (имя ребенка).

2. Рассказ ребенка о технологии производства.

Делают богородскую игрушку из мягкого дерева липы. Сначала бревна хорошо просушивают. Затем заготовку игрушки вырубают топором, а потом острым специальным ножом выполняется резьба. Большая часть богородских игрушек не раскрашивается, а некоторые из них могут двигаться.

Воспитатель: Сейчас нам (имя ребенка) прочитает стихотворение о богородской игрушке.

3. Стихотворение о богородской игрушке.

«Богородская игрушка».

О. Киселева (Сергиев Посад)

Богородская игрушка – деревянная зверюшка.

Мишка, зайка, петушок – полюбуйся – ка дружок!

Мастера взялись за дело –

Вырежут из липы белой

Или мишку – кузнеца

Или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.

Вот и курочки – подружки

Весело зерно клюют –

С ними радость и уют.

Воспитатель: Рассмотрели много мы изделий

А теперь, друзья, пришла пора

Рассказать Данилке нашему

Какие в России живут мастера.

Словесная игра «Какой мастер?»

Дети подбирают прилагательные к слову мастер.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста как вы понимаете пословицу:

«Ремесло пить – есть не просит, а хлеб приносит». (Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас, ребята,  (имя ребенка) нам прочитает стихотворение

С. Сапожниковой «Без чего не проживешь?»

Воспитатель: На ярмарке все мы друзья побывали

О многом Данилке вы все рассказали.

Что вам запомнилось? (Подведение итогов)

Воспитатель: Богат умельцами

Наш край родной.

Дети: Труд мастеров мы уважаем

Вам сейчас мы обещаем

Что будем учиться, и будем трудиться

И никогда, никогда мы не будем лениться!

Воспитатель: Наши дети трудолюбивы, и изготовили для гостей сувениры, которые Вам сейчас и подарят.

Используемая литература.

1. Народное искусство в воспитании дошкольников: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России,2006. – 256с.

2. Бойчук И. А, Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – СПб.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 416с.

3. Шевченко Л. А. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей.

Книга 2. Хорошо – плохо. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.; Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. – 96с.

4. Альбом «Народные художественные промыслы России» Сост. Антонов В. П.

М.: 1998.

5. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.

6. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII – XX веков. – М., 1960.

7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 415с.

8. Князева О. Л., Маханева М. Д.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа – СПб: АКЦИДЕНТ, 1997. – 158с. ил./ (Серия: «Из опыта педагога»)

9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. С. Швайко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 175с.: ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений)

Просмотров: 589
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Кузнецова Светлана Владимировна. Стихотворение «Призвание-воспитатель»
  • Морозова Анастасия Олеговна. Авторское эссе — стихотворение «Я – воспитатель»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Тебе, начинающий воспитатель!»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Гущина Лариса Владимировна. Моя профессия – воспитатель
  • Ирина Дмитриевна Зырянова. Ода педагогу 'Я – воспитатель'
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Василенко Светлана Борисовна. Сценарий финала конкурса «Воспитатель года»
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Эссе «Моя профессия – воспитатель!»
  • Асадулина Маргарита Ивановна. Эссе «Моя профессия — воспитатель!»
  • Попова Ольга Анатольевна. Эссе 'Моя профессия – воспитатель'
  • Светлана Вадимовна Круговая. Эссе 'Моя профессия - Воспитатель!'
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь